Автономизация учреждений здравоохранения: преимущества, алгоритм, требования

Закон об автономизации медучреждений требует, чтобы процесс реорганизации медучреждений был запущен как можно раньше. Но такие масштабные мероприятия требуют системного подхода и контроля на всех уровнях. Чтобы не пропустить важных нюансов, читайте в статье об успешной автономизации больниц.

В соответствии с Законом Украины № 2002- VIII от 06.04.2017 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо удосконалення законодавства з питань діяльності закладів охорони здоров’я», автономизация медучреждений – это процедура, по которой лечебное учреждение получает статус некоммерческого коммунального предприятия. В статусе коммунального предприятия больница получает все права, которыми владеют другие не бюджетные субъекты хозяйствования.

Сроки проведения автономизации учреждений здравоохранения

Инициировать реорганизацию медучреждения в коммунальное учреждение имеет право его собственник. Как правило, это орган местной законодательной власти. К тому же, местный совет имеет право принять и обратное решение – вернуть медучреждению статус бюджетного. В этом случае в силу вступают все нормативные документы, регламентирующие деятельность бюджетных учреждений.

Пока сроков проведения автономизации медучреждения не существует. Впрочем, следует иметь в виду, что льготные условия действуют до конца 2018 года.

Автономизация учреждений здравоохраненияЧитайте: "Особо опасные инфекции: виды, противодействие, обучение медперсонала"  

Преимущества автономизации для медучреждений

С момента завершения процедуры реорганизации медицинского учреждения существенно расширяется круг вопросов, которые может решить его руководство. Это касается как хозяйственной, так и административной деятельности. К тому же повышение уровня самостоятельности — стимул для улучшения качества медицинской помощи населению, повышения эффективности использования материальных и финансовых ресурсов.

Главные преимущества автономизации больниц:

  • расширяются полномочия руководства медучреждений в вопросах распоряжения финансовыми ресурсами, определения внутренней структуры учреждения здравоохранения, кадровой политики;
  • руководство медучреждений получает право выбирать форму оплаты труда сотрудников в пределах существующего законодательства;
  • руководство получает право составлять собственный финансовый план расходов и регулировать их в соответствии с планом;
  • медучреждение получает право открывать собственный банковский счёт;
  • больница получает право объединяться с другими медицинскими-некоммерческими коммунальными учреждениями для улучшения эффективности использования кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов;
  • руководство может нанимать медицинских работников, имеющих лицензию на право ведения хозяйственной деятельности в сфере здравоохранения, на условии договора-подряда.

Автономизация учреждений здравоохранения в 2018 году не предполагает увольнения сотрудников. Такое развитие событий возможно только в случае сокращения штата. При необходимости, администрация медицинского учреждения, начинающего процедуру реорганизации, может переместить сотрудника из одного структурного подразделения в другое или перевести на другую должность.

Автономизация учреждений здравоохраненияЧитайте: "Декларація про вибір лікаря первинної медичної допомоги: бланк і правила заповнювання"  

Финансирование автономизации больниц

В соответствии с принципом «Деньги идут за пациентом», медучреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь, будут получать финансирование от Национальной службы здоровья согласно тарифу на каждого пациента, подписавшего декларацию с врачом. На переходной период сохраняется оплата на пациентов, которые ранее были закреплены за врачом, но пока не оформили договор.

С началом 2020 года начнется процесс реорганизации системы финансирования медучреждений, оказывающих вторичную и третичную медицинскую помощь. Они будут финансироваться в соответствии с объёмом услуг, прописанных в договоре с НСЗУ. Их стоимость будет определяться тарифом на медицинские услуги.

Автономизация учреждений здравоохраненияЧитайте: "Медична документація в приватному медзакладі

После завершения процесса автономизации учреждений здравоохранения имущество лечебных учреждений перейдёт коммунальному предприятию на праве оперативного управления. Право распоряжаться им получит собственник медучреждения – территориальное общество через местный совет. Администрация больницы ограничена в таком праве статутом медучреждения.

Автономизация не тянет за собой нежелательных налоговых последствий. К примеру, реорганизованное медучреждение не обязано выплачивать налог на прибыль и налог на недвижимость.

В соответствии с Законом об автономизации учреждений здравоохранения реорганизованные больницы – некоммерческие, а их деятельность не направлена на получение прибыли. Излишки денег будут использоваться в пределах собственного финансового плана на собственное развитие и усовершенствование.

Вопросы продуктивности и эффективности исполнения управленческих функций решаются медучреждением самостоятельно.

Автономизация учреждений здравоохраненияЧитайте: "Щоквартальна інвентаризація наркотичних засобів: правила проведення" 

Контроль медучреждений после автономизации

После автономизации контролировать работу таких медучреждений будет наблюдательный (опекунский) совет, специально созданный с этой целью. Для медучреждений вторичного и третичного уровней такой орган обязателен.

В состав опекунского совета входят представители:

  • органов местного самоуправления;
  • депутаты местных советов;
  • представители общественных организаций.

Кроме того, при медицинских учреждениях можно создавать опекунские советы из меценатов, представителей общественности, благотворительных фондов, религиозных организаций, представителей прессы, волонтёров.

Автономизация учреждений здравоохраненияЧитайте: "Статут комунального некомерційного підприємства

Алгоритм автономизации учреждений здравоохранения

Закон об автономизации учреждений здравоохранения предполагает проведение этой процедуры по строго прописанному алгоритму.

Алгоритм автономизации больницы

Шаг 1

Местный совет принимает решение об реорганизации бюджетного учреждения в коммунальное некоммерческое учреждение и прекращение существования медучреждения как бюджетного учреждения.

Шаг 2

Местный совет назначает комиссию по вопросам автономизации и утверждает её председателя.

Шаг 3

Местный совет определяет сроки и порядок, в соответствии с которым кредиторы могут заявлять свои претензии к медучреждению, прекращающему существование.

Шаг 4

Государственному регистратору подают документы, подтверждающие решение о прекращении существования медучреждения как бюджетного учреждения путём автономизации. На основании этих документов делают запись ЄГРПОУ.

Шаг 5

Комиссия по вопросам автономизации медучреждения рассматривает претензии кредиторов, в случае необходимости проводит инвентаризацию имущества. В соответствии с изменениями в законодательстве, внесёнными до 31.12.2018 года, кредиторы медучреждений, находящихся в процессе реорганизации, не имеют права требовать от них выполнения необеспеченных обязательств, прекращать или досрочно выполнять обязательства. Согласие кредитора на смену должника также не обязательно.

Шаг 6

Финансовое управление вносит изменения в бюджетные программы с учётом процесса автономизации медучреждения.

Шаг 7

Местный совет утверждает передаточный акт.

Шаг 8

Местный совет принимает решение о создании коммунального медучреждения посредством реорганизации бюджетного учреждения.

Шаг 9

Местный совет утверждает статут вновь созданного медучреждения.

Шаг 10

Государственному регистратору подают документы, подтверждающие решение о прекращении существования медучреждения как бюджетного учреждения и создания коммунального учреждения. На основании этих документов (если в процедуре отсутствуют ошибки) делают запись ЄГРПОУ.

Шаг 11

Кадровая служба медучреждения вносит соответствующие записи в трудовые книжки сотрудников.

Шаг 12

Коммунальные медучреждения оформляют документы, подтверждающие право пользования объектами недвижимости и земельными участками, открывают счета в банке и переоформляют счета в казначействе.

По завершению всей процедуры реорганизации медучреждение собирает и подаёт лицензионному органу пакет документов для получения лицензии на право заниматься хозяйственной деятельностью в области медицины. Этим шагом завершается процедура автономизации больницы.

Автономизация учреждений здравоохраненияЧитайте: "Кримінальна відповідальність за ненадання медичної допомоги" 

Как сделать автономизацию успешной 

Чтобы процесс автономизации медицинских учреждений в 2018 году прошёл максимально быстро и безболезненно, следует подойти к нему со всей ответственностью и начать подготовку задолго до оформления самой реорганизации. В первую очередь необходимо изучить сам алгоритм. Сделать это можно, например, на autonomushospital.com.

Поскольку вся процедура проходит в тесном сотрудничестве с местным советом, необходимо будет изучить его регламент, порядок принятия решений. Это позволит синхронизировать собственные действия во время приёма решения об автономизации с действиями местного совета.

Не стоит оставлять без внимания и вопросы информирования населения о процессе автономизации медучреждения. Жители должны иметь представление и о рисках, возникновение которых возможно в процессе реформы. Общественность должна знать и механизмы, посредством которых она будет принимать участие в управлении и контроле за деятельностью медучреждения.

Атестація медичних працівників — 2025

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді