Инвентаризация медучреждения: порядок и рекомендации

Есть немало поводов для проведения инвентаризации в больнице. Один из самых важных – подготовка к составлению годового финотчёта. Разбираем подробно главные аспекты инвентаризации в медучреждении.

Общие принципы проведения инвентаризации, а также правила документального оформления её результатов прописывает «Положення про інвентаризацію активів та зобов’язань», утверждённое приказом Минфина № 879 от 02.09.2014 года (далее в тексте – Положение № 879). Им должны руководствоваться все юридические лица, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

 

Обязательно ли проводить годовую инвентаризацию в больнице

Инвентаризацию в больницах необходимо проводить накануне составления годовой финансовой отчётности. Подобное требование прописано п. 12 «Порядку подання фінансової звітності», утверждённого постановлением КМУ № 419 от 28.02.2000 года (далее в тексте – Порядок № 419).

Проводить инвентаризацию также обязательно в других случаях, перечисленных в пункте 12 Порядка № 419. В частности, если произошли изменения материально ответственных лиц (на день приёма-передачи дел), случились кражи либо злоупотребления, испортились ценности, было ликвидировано предприятие и пр.

Инвентаризация в больницах, которые расположены на временно оккупированной территории и/или на территории, где проводится АТО, возможна только в том случае, если уполномоченные лица получили беспрепятственный и безопасный доступ ко всем активам, первичной документации, реестрам бухгалтерского учёта, в которых указаны обязательства и собственный капитал этих предприятий. То же касается и случаев, когда только структурные подразделения больниц располагаются на вышеуказанных территориях.

Предприятия, активы которых расположены на недоступных территориях, отображают в годовой отчётности по данным бухгалтерского учёта. Собственно, инвентаризацию они обязаны провести состоянием на первое число месяца, который следует за тем, в котором появилась возможность доступа к активам, первичной документации и регистрам бухгалтерского учёта.

 

Какую цель преследует инвентаризация в больнице

Благодаря инвентаризации в больнице появляется возможность получить достоверные данные бухгалтерского учёта и финансовой отчётности. В ходе инвентаризации активов и обязанностей проверяют и документально подтверждают их наличие, состояние, проверяют, соответствуют ли они определённым критериям. В её ходе стремятся:

  • установить фактическое наличие активов и проверить в полной ли мере отображены обязательства, средства целевого финансирования, расходы будущих периодов;
  • обнаружить излишек или недостачу, путём сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учёта;
  • выявить активы, которые частично потеряли своё качество и потребительские свойства, устаревшие, а также материальные и нематериальные активы, которые больше не используют, не использованные суммы обеспечения;
  • выявить активы и обязанности, которые не соответствуют критериям признания.

Общей инвентаризацией в больнице охватывают все виды обязательств и все виды активов предприятия, независимо от места их расположения. Сюда входят предметы, которые передали в прокат, аренду либо реконструкцию, модернизацию, консервацию, ремонт, находятся в запасе или резерве. При этом не имеет значения их техническое состояние.

Обратите внимание, что кроме активов, на которые предприятие имеет права собственности, оно должно инвентаризировать активы, которые временно пребывают в его пользовании, распоряжении либо на хранении. Речь идёт об объектах оперативной (операционной) аренды основных средств, материальных ценностях на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже. Инвентаризуют также условные активы и обязанности (непредусмотренные активы и обязательства) предприятия (заставы, гарантии, обязательства и пр.), бланки документов строгой отчётности, другие активы, которые находятся на внебалансовых счетах.

Инвентаризация медучреждения: порядок и рекомендацииЧитайте: "Як розмовляти з пацієнтом про візити додому: рекомендації МОЗ"

Кто обеспечивает проведение инвентаризации

Все условия, необходимые чтобы провести сплошную инвентаризацию (в том числе и обязательную), должен обеспечить руководитель предприятия. Для этого в отдельном приказе либо другом распорядительном документе об учётной политике предприятия должны быть прописаны объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации. Указанные в документе сроки не могут превышать тех, которые определены пунктом 10 раздела Ⅰ Положения № 879.

Периодичность и сроки проведения инвентаризации в больнице

По общим правилам, установленным пунктом 10 раздела Ⅰ Положения № 879, инвентаризацию в больнице необходимо провести в трёхмесячный срок до даты годового баланса (от 1 октября до 31 декабря 2018 года включительно). Это правило касается необоротных активов, запасов, побочных биологических активов, дебиторской и кредиторской задолженности, расходов и доходов будущих периодов.

Впрочем, для некоторых активов предусмотрены специальные сроки:

  • два месяца до даты баланса – касается незавершённых капитальных инвестиций, незавершённого производства, полуфабрикатов, финансовых инвестиций, денежных средств, средств целевого финансирования, обязательств в части неиспользованных обеспечений, расчётов с бюджетом и с отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование. В этой ситуации действует срок от 01.11.2018 по 31.12.2018 года включительно;
  • до временного убытия из предприятия – объекты основных средств, в частности автомобили, которые отправляются в длительные рейсы, другие материальные ценности, которые к дате инвентаризации в больнице будут находиться за её пределами;
  • один раз в три года —  земельные участки, здания, сооружения и других недвижимых объектов.

К тому же, специальная периодичность — один раз в три года, не действует на недвижимое имущество государственных предприятий, их объединений, учреждений и организаций, в том числе и тех, которые переданы в аренду, концессию, и государственного имущества, которое не вошло в статутный капитал хозяйственных организаций, образованных в процессе приватизации и корпоратизации.

 

Процедура проведения инвентаризации в больнице

Проведение инвентаризации в больнице невозможно без образования в ней инвентаризационной комиссии. Информация о составе комиссии и её обязанностях указана в пункте 1 раздела ⅠⅠ Положения № 879. В состав инвентаризационной комиссии следует включить:

  • представителей аппарата управления предприятия;
  • работников бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии);
  • опытных работников больницы, которые владеют информацией об объектах инвентаризации, ценах и первичном учёте (инженеров, техников, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).

Возглавляет инвентаризационную комиссию руководитель предприятия (его заместитель) либо руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный его руководителем.

Если объём работ такой большой, что одна комиссия не может провести инвентаризацию в больнице, создают рабочие инвентаризационные комиссии, чтобы непосредственно провести инвентаризацию в местах хранения либо производства. Состав рабочих инвентаризационных комиссий идентичен составу самой инвентаризационной комиссии.

Такие комиссии должны выполнить ряд функций:

  • провести инвентаризацию активов в местах, где они хранятся и производятся;
  • определить результаты инвентаризации и обдумать предложения по учёту недостачи и излишков по пересортице, а также списанию недостачи в пределах норм естественного убытка – совместно с бухгалтерией.

Комиссия по проведению инвентаризации в больнице (рабочая инвентаризационная комиссия) проводит инвентаризацию в полном составе и в присутствии материально ответственного лица (п. 1 разд. ⅠⅠ Положения № 879).

 

Кто занимается инвентаризацией имущества в случае превращения учреждения в КНП

Лечебное учреждение превращают в коммунальное некоммерческое предприятие. Кто должен заниматься инвентаризацией имущества учреждения, которое оно передаёт правопреемнику,  комиссия по превращению, созданная согласно решению ОМС, или инвентаризационная постоянно действующая комиссия, утверждённая приказом руководителя учреждения?

В первую очередь акцентируем внимание на том обстоятельстве, что ни одна из этих комиссий инвентаризацию имущества, принадлежащего государственным и коммунальным учреждениям здравоохранения – бюджетным учреждениям (далее в тексте – медзаведение-учреждение), которые реорганизуют в коммунальные некоммерческие предприятия (далее в тексте – медзаведения-КНП), не проводит. Поскольку к комиссии по превращению медзаведения-учреждения в медзаведение-КНП (далее в тексте — Комиссия) от момента её назначения переходят все полномочия, касающиеся управления делами медзаведения-учреждения. Все полномочия руководителя медзаведения-учреждения переходят к председателю Комиссии (ч. 4 ст. 105 Гражданского кодекса Украины).

Руководитель комиссии по инвентаризации в больнице обязан провести инвентаризацию активов, обязательств и капитала медзаведения-учреждения как юридического лица, прекращающего деятельность. Подобное требование содержит п. 7 разд. Ⅰ «Положення про реєстрацію активів та зобов’язань», утверждённого приказом Минфина № 879 от 02.09.2014 года (далее в тексте – Положение об инвентаризации). В частности, абзац восьмой этого пункта содержит требование обязательно провести инвентаризацию, если учреждение прекращает свою деятельность. Проводят такую инвентаризацию в объёмах, прописанных в пункте 6 этого раздела.

Инвентаризация медучреждения: порядок и рекомендацииЧитайте: "Нові стандарти лікування туберкульозу: рекомендації ВООЗ" 

Что касается объёмов, принимая во внимание требования пункта 6 раздела Ⅰ Положения об инвентаризации в больнице, укажите в приказе об образовании инвентаризационной комиссии, что сплошной инвентаризации подвергаются:

  • все виды обязательств;
  • все активы медзаведения-учреждения, независимо от места их расположения, в том числе предметы, которые:
  1. переданы в аренду;
  2. находятся на реконструкции, модернизации, консервации, на ремонте, в запасе или резерве независимо от технического состояния;
  • активы и обязательства, которые учитываются на внебалансовых счетах, в том числе:
  1. ценности, которые не принадлежат медзаведению-учреждению, однако временно находятся в его пользовании, распоряжении или на хранении. Сюда относятся – объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже;
  2. условные активы и обязательства (непредусмотренные активы и обязательства) учреждения (залог, гарантия, обязательства и пр.);
  3. бланки документов строгой отчётности;
  4. другие активы.

Создаёт инвентаризационную комиссию своим приказом её руководитель. В её состав он включает сотрудников аппарата управления медзаведения-учреждения и бухгалтерского отделения (п. 1 разд. ⅠⅠ Положения об инвентаризации). Возглавляет инвентаризационную Комиссию её председатель либо заместитель.

Инвентаризация медучреждения: порядок и рекомендацииЧитайте: "Із 2019 року у лікарнях розділять функції керівника медзакладу на управлінські й медичні"

На то, что инвентаризация оборудования в больнице является обязанностью Комиссии, указывает и абзац 8 подпункта 1.4.4. Методических рекомендаций по вопросам превращения учреждений здравоохранения из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия, одобренный Рабочей группой по вопросам реформы финансирования сферы здравоохранения Украины 14.02.2018 года.

 

Робота за програмою медичних гарантій у 2025 році

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді