Узнайте, как практикующие врачи и студенты медицинских вузов могут отработать самые сложные медицинские манипуляции и улучшить свои профессиональные коммуникативные навыки, используя симуляционные методы обучения
В последнее время стали популярны виртуальные технологии в различных областях деятельности человека, в том числе и в медицине. В медицинском образовании сейчас широко применяются различные фантомы, модели, муляжи, тренажеры, виртуальные симуляторы и другие технические средства обучения, благодаря которым можно моделировать процессы, клинические ситуации и другие аспекты профессиональной деятельности медработников.
Симуляционное обучение медработников — современная методика обучения, основанная на реалистическом моделировании и имитации клинической ситуации с использованием разнообразного современного учебного оборудования.
В настоящее время симуляционные технологии рассматривают как методы усовершенствования клинического образования, сокращения продолжительности учебных программ и повышения их интенсивности без риска для пациентов. Конечно симуляционные технологии не заменят опыт, который медработники приобретают у постели больного, однако симуляционное обучение предоставляет ряд преимуществ.
Благодаря симуляционному обучению:
студенты учатся в искусственно созданной имитированной среде и имеют возможность использовать манекены или статисты для полноты и реалистичности моделирования объекта в определенной ситуации;
нет риска для пациента благодаря клиническому опыту, приобретенному в виртуальной среде;
специалисты могут объективно оценить уровень мастерства, которого достигли студенты;
студенты имеют возможность отработать действия по редким патологиям и угрожающим жизни;
студенты могут отрабатывать один и тот же навык неограниченное количество раз;
часть функций преподавателя берет на себя виртуальный тренажер;
студенты испытывают меньше стресса во время первых самостоятельных манипуляций;
тренинг проходит независимо от расписания работы клиники и образовательного учреждения;
студенты развивают индивидуальные умения и навыки, клиническое, логическое мышление и мышление, основанное на принципах доказательной медицины;
студенты учатся работать в команде в имитированной конкретной ситуации.
При стимуляционном обучении чаще всего применяют следующие методы:
виртуальная операционная;
стандартизированный пациент;
использование манекенов высокого уровня реалистичности;
междисциплинарный тренинг;
командный тренинг.
Подробнее об этих методах расскажем дальше. И сначала рассмотрим технологию, благодаря которой студенты-медики и врачи-практики могут взаимодействовать с создавшей компьютер трехмерной средой — о виртуальной реальности.
Виртуальная реальность
Благодаря виртуальной реальности (VR) пользователи могут почувствовать себя в другой среде. С помощью VR можно создать увлекательный виртуальный опыт и взаимодействовать с объектами так, как было бы сложно или невозможно в реальном мире.
Благодаря VR студенты могут практиковать сложные процедуры без риска нанести ущерб пациенту. Так они могут не только развивать свои навыки и уверенность, но и снизить риск ошибок в реальных ситуациях. Например, технологию VR можно использовать для обучения экстренной медицине, требующей умения быстро принимать решения и мгновенно реагировать.
Интересный пример применения VR в современной медицине – лечение психических расстройств. Виртуальную реальность можно использовать для того, чтобы создавать увлекательную и интерактивную среду, имитирующую реальные жизненные ситуации, например публичные выступления или полет на самолете. Этот тип терапии оказался эффективным в лечении тревожных расстройств и фобий.
Кроме того, можно использовать виртуальную реальность для того, чтобы улучшить общий опыт пациента. Например, больные могут использовать гарнитуры VR, чтобы отвлечься во время болезненных процедур, таких как химиотерапия, стоматологические вмешательства и даже роды. Благодаря таким технологиям снижается волнение и стресс, процедура становится более комфортной и менее травматичной для пациента.
Підстави для встановлення надбавок за складність і напруженість у роботі, або надбавок за інтенсивність праці. Розмежування надбавок і доплат. Нормативо-правові акти і локальні документи, які регулюють призначення, розмір і виплату надбавок
Чаще высококачественные симуляторы виртуальных операционных используют при тренировке навыков бронхоскопии, диагностической и лечебной лапароскопии, эндоскопического исследования пищеварительных путей, эндоваскулярной хирургии. Метод виртуальных операционных также успешно применяют в тренингах по эндоскопии желудочно-кишечного тракта. Такие симуляторы способны даже отличать начинающие действия от опытного эндоскописта. Курсанты, прошедшие симуляционный тренинг, выполняют более сложные процедуры с лучшим результатом по сравнению с теми, кто не тренировался в виртуальных операционных.
Обучение в виртуальных операционных позволяет усовершенствовать «нетехнические» навыки. Разница между тем, насколько качественно выполняет начинающий хирургические процедуры и опытный врач, заключается не только в степени владения техническими навыками, но и в умении управлять человеческим фактором, определять лидера команды, приспособиться к действиям коллег во время операции без снижения уровня собственного мастерства. Поэтому в последнее время симуляционное обучение направлено на то, чтобы создать прогрессивную обучающую среду, в которой воспроизводится эффект полного присутствия в операционной. Такой подход позволяет отработать нетехнические навыки всей команды хирургов. Это очень важно, ведь большинство ошибок во время хирургических вмешательств возникает из-за недостаточного осознания клинической ситуации, некомандной работы и нарушения коммуникации между персоналом.
Также при виртуальном оперативном вмешательстве в настоящее время есть возможность использовать специфические данные конкретного пациента. Это создает условия для так называемой репетиции хирургического вмешательства. Изображение компьютерной томографии или ядерно-магнитного резонанса используется для создания 3D-моделей с помощью соответствующего программного обеспечения. Такие модели загружают в симулятор виртуальной операционной и хирурги могут оптимизировать лечение пациента благодаря испытанию различных подходов в конкретной ситуации. Это не только облегчает планирование операции и практическую отработку этапов вмешательства, но и служит репетицией командных действий.
Стандартизированный пациент
Основная сфера, где используют симуляционное обучение методом стандартизированного пациента, — деятельность семейного врача.
Стандартизированный пациент – один из самых распространенных методов симуляционного обучения, внедренный в большинстве университетских учебных программ в мире. В отличие от реального пациента, который может быть недоволен из-за использования его случая для обучения курсантов, стандартизированный имеет следующие преимущества:
широкий диапазон нозологий, которые можно продемонстрировать;
сравнительная легкость систематического вовлечения в учебный процесс;
возможность получить подробную конструктивную обратную связь для учебных целей.
Чтобы эффективно использовать этот метод обучения:
создайте обширную библиотеку сценариев различных клинических состояний;
избегайте частого привлечения одного и того же актера для многих сценариев (может привести к привыканию курсантов и снижению реалистичности ситуации).
Использование стандартизированного пациента как одного из методов обучения и повышения квалификации врачей и медицинских сестер началось еще в 1963 г. в Университете Южной Каролины, США. Там впервые для овладения навыками сбора анамнеза и предварительной диагностики заболеваний использовали актеров, а не настоящих больных. Актерами были люди, предварительно ознакомленные со сценарием, где было описано состояние их здоровья, жалобы и данные анамнеза жизни. Используя эти данные, актеры симулировали симптоматику того или иного заболевания, а курсант должен распознать болезнь и определиться с предварительным диагнозом.
В настоящее время актерами, играющими роль пациентов, чаще всего бывают другие курсанты или опытные преподаватели, врачи пенсионного возраста.
Благодаря симуляционному обучению с использованием стандартизированных пациентов курсант:
интерпретацией данных анализов для установления правильного диагноза.
отработает —
коммуникативные навыки;
навыки проведения консультаций пациентов.
Отдельно можно выделить тренинги врачей первичной медицинской помощи, направленные на обучение пациентов правильному контролю хода хронических заболеваний, прежде всего бронхиальной астмы, хронического обструктивного заболевания легких и сахарного диабета.
Не менее важны коммуникативные навыки врача, требующие отдельной отработки методом стандартизированного пациента, — сообщение плохих новостей больному или его родственникам. Эффективность таких тренингов доказана как по поводу сообщения плохих новостей, так и по более сложной компетенции — общение с пациентом или его родственниками по донорству органов или тканей, а это один из самых сложных этических вопросов в отношениях «врач — пациент».
Следовательно, применяя метод стандартизированного пациента при подготовке к общению с реальными больными, курсанты получают больше возможностей для тренировки коммуникативных и клинических навыков. Многочисленные научные исследования доказывают эффективность применения метода стандартизированного пациента в учебной программе как отдельно, так и в комплексе с лекциями и семинарскими занятиями. Курсанты, обучавшиеся по таким программам, обладают навыками коммуникации на более высоком уровне.
Тренинг с использованием манекенов высокого уровня реалистичности
Обычно под термином «симуляция высокого уровня реалистичности» (High fidelity simulation) понимают симуляцию, требующую наличия компьютеризированного манекена человека в полный рост, запрограммированного для отражения реалистичного физиологического ответа на те или иные действия курсанта. Манекены могут быть, например, взрослым человеком, ребенком определенного возраста, роженицей или новорожденным. Такой диапазон позволяет выбирать направление тренинга, делать его узкоспециализированным или мультидисциплинарным, и обеспечивает воспроизведение клинических ситуаций, где одновременно взаимодействуют, например, анестезиолог и хирург, гинеколог и акушерка, семейный врач и медсестра.
Комнаты, в которых проходит тренинг с манекенами высокого уровня реалистичности, обычно оборудованы подобно палатам, чтобы перенести курсанта в более реалистичную атмосферу.
Тренинги с использованием манекенов высокого уровня реалистичности способны обеспечить участников уникальным учебным пространством, в котором они могут усовершенствовать свои «нетехнические» навыки. Это пространство безопасно для курсантов и контролируется с целью дальнейшего разбора действий в клинических ситуациях. Так что участники могут ошибаться, корректировать свои действия в режиме реального времени, делать выводы без страха повредить пациенту. Также курсанты получают возможность отработать алгоритм оказания медицинской помощи во время неотложных состояний и сложных нозологий, которые достаточно редко встречаются в клинической практике, перед работой с реальными пациентами.
Проведение междисциплинарных и командных тренингов в рамках симуляционного обучения очень тесно связано с использованием манекенов высокого уровня реалистичности, которые позволяют оценить уровень овладения медицинскими знаниями, практическими и нетехническими навыками, связанными с командной работой. Междисциплинарный подход значительно укрепляет систему здравоохранения, способствует улучшению показателей конечных результатов обучения.
Цель междисциплинарного подхода — создать возможность для медицинских специалистов учиться и совершенствовать компетенции на интегративном уровне. Чаще междисциплинарные командные тренинги проводят для специалистов хирургических специальностей и анестезиологов-реаниматологов. Ведь в ургентных ситуациях хирурги работают в междисциплинарной среде и должны выполнять стандартные процедуры без снижения их качества. Для этого курсанты должны пройти специальное обучение. После того как отработают междисциплинарные клинические сценарии высокого уровня риска (послеоперационная тромбоэмболия легочной артерии, пневмоторакс, желудочно-кишечное кровотечение, анафилаксия с обструкционным синдромом, остановка сердцебиения и т.п.), 89% курсантов считают полезными. Уровень владения «нетехническими» навыками, например коммуникативные навыки, уровень лидерства, командная работа, узкопрофильные умения и т.д., значительно возрастает по сравнению с начальным.
Значительно помогают повысить эффективность командной работы симуляционные медицинские тренинги для мультидисциплинарной команды, оказывающей травматологическую помощь.
В ряде научных работ было проанализировано использование симуляции для командного тренинга по ведению неотложных состояний (таких как эклампсия и дистоция плечиков) в акушерстве и гинекологии. В частности, в одном из исследований сравнивали эффективность ведения эклампсии после прохождения симуляционного тренинга и занятий в местной больнице. Участники исследования (акушерок) были разделены на 24 группы, которые рандомизированно распределялись для тренинга в симуляционном центре без прохождения теоретических занятий по командной работе или в условиях больницы с курсом теоретических занятий по командной работе. Работу оценивали перед тренингом и после него на клиническом сценарии эклампсии. Авторы исследования отметили, что симуляционный тренинг повысил качество действий и усовершенствовал командную работу при лечении неотложных состояний в акушерстве. Интересно, что улучшение командной работы не связано с прохождением теоретических занятий.
Эффективность применения методов медицинской симуляции экспериментально подтвердили и во время командных тренингов военных врачей при оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций. Исследуемые экспериментальные группы характеризуются более высокими показателями уравновешенности, мотивированности, уверенности и активности, эмоционально-волевого самоконтроля, а также низкими показателями стрессочувствительности, личностной и реактивной тревожности во время действий в условиях приветственной угрозы.
Командные тренинги обладают длительным эффектом повышения профессиональной компетенции, активизируют интеллектуальные, мотивационные и волевые потенциалы человека. Это становится возможным благодаря использованию во время тренинга специальных процедур, а именно психотехнических, игровых приемов и методов, групповых феноменов. Именно поэтому для создания и функционирования отечественных симуляционных медицинских центров необходимо привлекать психологов, которые будут подбирать кандидатов для обучения как штатных инструкторов (преподавателей / тренеров) центра, заниматься психологическим конструированием и проводить дебрифинги, другие обязательные формы анализа и обобщать имитационный опыт и перенос практическую деятельность. Также уместно проводить разноплановые психологические тренинги, направленные на развитие у врачей коммуникативных навыков, стрессоустойчивости и саморегуляции, креативного мышления и мотивации к саморазвитию.
Сравнение симуляционного обучения с другими методами обучения медиков
В некоторых исследованиях речь идет о незначительной разнице в эффективности симуляционных методик и аналогичных учебных направлений. В частности, некоторые ученые отмечают, что показатели роста личной эффективности в «симуляционных» и «обычных» учебных группах существенно не отличаются ни в одном из аспектов обучения. На самом деле, такие современные методики обучения, как анализ ситуационных задач и историй болезни, более интерактивны по сравнению с традиционными дидактическими методиками — лекциями. Тщательное сравнение симуляции и дидактических методик обучения часто доказывает преимущество симуляционных подходов, ведь они позволяют создать интерактивное, виртуальное пространство, в котором благодаря реальности воспроизведения ситуаций курсанты приобретают уверенность в своих действиях и учатся ориентироваться в критических ситуациях.
Самый же весомый аргумент в пользу симуляционных методик — то, что участие в симуляционном медицинском обучении помогает участникам избегать ошибок как в практической деятельности, так и в командном взаимодействии в будущей профессиональной деятельности, ведь они могут допускать ошибки и учиться на них.