Санитарные правила обращения с медицинскими отходами

Для исполнения требований Приказа № 325 руководитель медучреждения должен разработать и утвердить внутренние Санитарные правила обращения с медицинскими отходами. Просмотрите краткое рекомендуемое содержание такого документа.

1. Общие положения

1.1. Медицинские отходы – это все отходы, которые образуются в медучреждении при оказании медицинской помощи.

2. Классификация отходов

2.1. Медицинские отходы категории А (IV класс опасности) – отходы, которые по своему составу не отличаются от бытовых и не находятся в контакте с биосубстратами пациентов и инфекционными больными. К ним относятся пищевые отходы подразделений медучреждения.

2.2. К медицинским отходам согласно Санитарным правилам по обращению с медицинскими отходами категории В, С, D (I-III класс опасности) относятся:

• использованный медицинский инструментарий (иглы, шприцы, предметные стекла, ампулы, пустые пробирки и т.д.);

• лекарства, срок годности которых истек;

• химические вещества, дезинфектанты с истекшим сроком годности;

• предметы и оборудование, содержащие ртуть, тяжелые металлы;

• материалы, содержащие радиоизотопы или загрязненные ими, материалы или оборудование, загрязненные кровью и препаратами крови, другими биологическими жидкостями или экскрементами больных;

• анатомические отходы больных;

• отходы от больных, которые проходят курс гемодиализа (оборудование для диализа (трубки, фильтры и т.д.), контейнеры из-под крови, одноразовые: простыни, белье, фартуки, перчатки, лабораторные халаты, загрязненные кровью лабораторные отходы (микробиологические культуры и штаммы, а также лабораторные чашки, остатки питательных сред);

• цитотоксические препараты, остаточные количества этих препаратов, материалы, загрязненные цитотоксическими лекарствами).

Санитарные правила по обращению с медицинскими отходамиЧитайте: "Форма №063-2/о: скачайте бланк!" 

3. Санитарные правила обращения с медицинскими отходами должны содержать пункт, регламентирующий систему обращения с медотходами.

3.1. Сортировка отходов при уборке в пределах структурного подразделения.

3.1.1. Обеззараживание отходов проводят в пределах структурного подразделения.

3.1.2. Временное хранение отходов организуют в помещениях структурных подразделений и в специальном месте на территории заведения в контейнере.

3.1.3. Перевозка отходов для утилизации.

4. Схема сбора отходов по требованиям к обращению с медицинскими отходами.

4.1. Одноразовый отработанный материал: халаты, шапочки, бахилы, маски, а также салфетки, ватные шарики, шприцы, трубки, инфузионные системы, контейнеры из-под крови, резиновые перчатки после обеззараживания.

Одноразовый отработанный материал собирают в одноразовую мягкую упаковку (пакеты) непосредственно на местах их первичного образования. После заполнения пакеты запечатывают и доставляют в специально определенное место, где их складывают в пластиковые мешки на 50 литров.

Санитарные правила по обращению с медицинскими отходамиЧитайте: "Бланки рецептов: правила и формы" 

4.2. Отходы, которые создают опасность травмирования при обращении (острые предметы), собирают непосредственно на местах их первичного образования, в специальные безопасные контейнеры, которые исключают возможность бесконтрольного открытия, и затем дезинфицируют. Контейнеры заполняют однократно для дальнейшего уничтожения. После заполнения контейнер доставляют в специально определенное место заведения.

4.3. Согласно требованиям к обращению с медицинскими отходами стеклянную и полимерную тару из-под лекарств, ампулы из-под наркотических, психотропных препаратов собирают в одноразовые мешки (ампулы после списания и уничтожения) и переносят в специально определенное место для хранения и передачи для дальнейшей утилизации.

4.4. Ртутьсодержащие элементы и приборы собирают следующим образом:

• ртутно-люминесцентные лампы после выхода из строя заменяют работники инженерной службы учреждения, после чего их содержат в специально определенном помещении до отправления на утилизацию в соответствии с договором;

• приборы, содержащие ртуть, после разбиения или выхода из строя демеркуризируют. Демеркуризацию проводят специальные организации, осуществляющие подобные операции. Ртуть и остатки прибора собирают в герметичные емкости с плотно прилегающими крышками и сдают ответственному лицу. Емкости с ртутью накапливают в специально определенном помещении и согласно договору передают на утилизацию.

Санитарные правила по обращению с медицинскими отходамиЧитайте: "Протокол засіданя атестаційної комісії: приклад оформлення" 

4.5. Анатомические отходы собирают в плотные одноразовые полиэтиленовые мешки, помещают в накопительные контейнеры в специально определенном охлаждаемом помещении и передают на уничтожение согласно договору.

4.6. Лабораторные отходы, биожидкости и экскременты обязательно обеззараживают дезинфицирующим средством согласно с методическими рекомендациями.

NB! Требования по обращению с медицинскими отходами гласят, что к работам, связанным со сбором, обработкой, хранением и перевозкой отходов нельзя привлекать людей, которые не прошли профессиональную подготовку.

Передача опасных отходов осуществляется только при наличии у субъекта хозяйствования, которому передают отходы, соответствующей лицензии.

Чтобы предотвратить инфицирование персонала медучреждения, следует придерживаться универсальных мер безопасности при обращении с медицинскими отходами:

  • соблюдать правила и технику мытья и антисептики рук;
  • использовать индивидуальные средства защиты во время проведения всех медицинских манипуляций, уборки операционных, перевязочных, манипуляционных, помещений иммуногистохимической и клинико-диагностической лаборатории и т.д., связанные с возможным контактом с кровью или другими биожидкостями;
  • соблюдать правила безопасности при работе, уборке, дезинфекции, ПО и транспортировке из отделения/центра острого и режущего медицинского инструментария.

Согласно требованиям по обращению с медицинскими отходами персонал заведения ежедневно перед началом работы должен надевать чистую одежду (халат или костюм, обувь), подвергающуюся дезинфекции. Любое повреждение кожи, слизистых оболочек медперсонала, попадание на них биосубстратов пациентов квалифицируется как возможный контакт с материалом, который содержит опасный инфекционный агент.

Атестація медичних працівників — 2025

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді