Симуляционное обучение в медицине

Отработка обучающих методик «у постели больного» чревата риском нежелательных эффектов для пациента. Симуляционное обучение в медицине позволяет избежать подобных ошибок и на практике обучить сотрудников или студентов выполнять уникальные медицинские процедуры.

Ваш безплатний доступ до КПК медсестер

Рост требований общества, а также самих пациентов и их родственников к качеству предоставляемых медицинских услуг, подталкивают научный мир искать новые современные методики подготовки медицинских кадров. Симуляционное обучение в медицине является одной из прогрессивных методик, позволяющих не только обучить определенным навыкам курсантов, но и минимизировать отрицательное влияние на пациента как во время вербального контакта с ним, так и при проведении новых (мало практически отработанных) диагностических или лечебных манипуляций. Кроме того, такие методики позволяют сократить длительность учебного процесса и повысить его эффективность, не подвергая при этом риску пациента.

Методики симуляционного обучения

Реалистичность симуляционного обучения в медицине и его положительное влияние на скорость и качество овладения новыми методиками способствует внедрению ее в учебный процесс при подготовке студентов и уже практикующих специалистов. На сегодняшний день существуют методики:

  • виртуальная операционная;
  • стандартизированный пациент;
  • использование манекенов высокого уровня уникальности;
  • командные тренинги;
  • междисциплинарные тренинги.

Популярность симуляционного обучения обусловлена еще и тем, что не зависимо от решения, принятого курсантом, оно не причинит вреда пациенту. В то же время ошибки, совершенные во время такого обучения, позволят не повторить их в реальной жизни при контакте с реальным пациентом. К тому же сам факт того, что качество какого-либо навыка оценивает «бездушный» компьютер, исключает субъективный компонент при определении уровня овладения навыком. Компьютерные программы, оценивающие качество подготовки курсантов, способны улавливать каждую деталь в их действиях и с легкостью отличают работу опытного специалиста от работы новичка.

Симмуляционное обучение в медицинеЧитайте: "Юридична відповідальність медичних працівників: види, принципи відшкодування шкоди"

Виртуальная операционная

Симуляционные методы обучения применяют при подготовке курсантов хирургического профиля. Уже с семидесятых годов прошлого столетия началась эпоха становления симуляции при подготовке курсантов в эндоскопической хирургии. На самом деле данный метод имеет существенные преимущества по отношению к обычному обучению «на пальцах»:

  • Сводится к минимуму вред пациенту во время проведения первых вмешательств, проводимых с использованием новой методики.
  • Значительно сокращается время овладения новыми навыками.
  • Возможность повторно выполнять процедуры, редко встречающиеся в повседневной практике.
  • Можно оценить качество подготовки курсанта и готовность его приступать к выполнению процедуры на живом пациенте.

Особенно успешно зарекомендовала себя методика виртуальной операционной при оттачивании навыков проведения бронхоскопии, диагностической и лечебной лапароскопии, эндоскопического исследования органов пищеварительного тракта, эндоваскулярной хирургии.

Новым этапом в развитии виртуальной операционной стала возможность воспроизведения определенного вмешательства, прописывая в программе данные конкретного пациента. Это позволяет провести «репетицию» оперативного вмешательства, и репетировать до тех пор, пока методика не будет отшлифована до «блеска». К тому же можно попробовать разные подходы к лечению одного и того-же пациента, не подвергая его риску осложнений.

Симмуляционное обучение в медицинеЧитайте: "Реімбурсація в Україні: основні проблеми та процес впровадження"

Стандартизированный пациент

Метод стандартизированного пациента впервые был применен еще в 1963 году в Университете Южной Каролины, США. За прошедшее с этого момента время он достаточно плотно прижился и вошел в программы симуляционного обучения во многих медицинских университетах мира.

Суть метода стандартизированного пациента Из числа медицинских работников пенсионного возраста, преподавателей или курсантов выбирают человека, который в последующем будет исполнять роль пациента. Его знакомят с заранее прописанным сценарием заболевания (симптомами, последовательностью их возникновения, особенностями «жизни» виртуального пациента). Если роль виртуального пациента исполняет медицинский работник, ему легко вжиться в роль и симитировать симптомы заболевания. Используя данные сценария, актер имитирует симптомы болезни, а курсант должен заподозрить заболевание и установить предварительный диагноз.

В отличие от настоящего пациента, стандартизированный имеет ряд преимуществ:

  • способен симитировать широкий спектр заболеваний;
  • не высказывает недовольства при частом общении с курсантами;
  • может довольно часто и относительно легко привлекаться к учебному процессу;
  • дает возможность анализировать качество учебного процесса, быстро вносить необходимые коррективы путем установления возможности обратной связи;
  • не требует значительных материальных вложений.

Симмуляционное обучение в медицинеЧитайте: "Лицензия на медицинскую практику: документы, процедура получения, аннулирование"

Студент или курсант, проходящий симуляционное обучение, связанное с контактом со стандартизированным пациентом, получает возможность освоить навыки сбора анамнеза, оттачивать навыки осмотра пациента, научиться сопоставлять данные физикального осмотра с результатами инструментального обследования и данных анализов для постановки правильного диагноза. Немаловажен и тот факт, что при таком контакте курсант приобретает бесценные коммуникативные навыки. Именно во время таких занятий будущий врач либо курсант учится мастерству располагать к себе пациента, выуживать из него информацию о его способе жизни и привычках, способных провоцировать заболевания или утяжелять его течение.

Чаще всего симуляционное обучение в медицине, связанное с привлечением стандартизированного пациента, применяют при подготовке специалистов общей практики-семейной медицины. Это направление в медицине для Украины имеет приоритетное значение, а специалист в этой сфере должен владеть как аналитическим умом, так и умением концентрироваться на сути заболевания и находить контакт с пациентом.

Естественно метод эффективно работает лишь в том случае, если в учебном центре создан достаточно широкий каталог сценариев различных клинических ситуаций. Кроме того, лучше не привлекать к учебному процессу одного и того же актера слишком часто. Это может вызвать привыкание курсантов и снизить эффективность методики.

Симмуляционное обучение в медицинеЧитайте: "План роботи старшої медсестри на рік: зразок"

Использование манекена высокого уровня реалистичности

Симуляция высокой степени реалистичности (High fidelity simulation), как одна из прогрессивных методик симуляционного обучения, требует наличия манекена человека в полный рост, оснащенного компьютерной программой, способной реагировать на каждое действие курсанта изменением физиологических параметров. Современные учебные центры предлагают манекены нескольких модификаций:

  • взрослый манекен в полный рост;
  • ребенок определенного возраста;
  • беременная женщина;
  • новорожденный ребенок.

Такое разнообразие манекенов позволяет выбирать направление учебных тренингов в зависимости от необходимости, усложнять клиническую ситуацию, выходить за пределы одной дисциплины и привлекать к работе в конкретной клинической ситуации одновременно нескольких специалистов (анестезиологов, хирургов, гинекологов, семейных врачей).

Симмуляционное обучение в медицинеЧитайте: "Аттестационное дело медсестры: документы и пример отчета"

Привлечение к учебному процессу высокореалистичных манекенов требует оборудования специальных учебных комнат. Как правило, интерьер таких комнат напоминает палаты, что позволяет курсанту окунуться в атмосферу медицинского учреждения и настроиться на диагностический и лечебный процесс.

В то же время, подобного рода тренинги доказали свою актуальность при подготовке специалистов медицины неотложных состояний. Высокореалистичные манекены дают возможность оттачивать и усовершенствовать практические навыки в ситуациях, когда время для принятия правильного решения, способного спасти жизнь пациенту, идет на секунды. Курсанты получают возможность корригировать тактику в режиме реального времени. При этом любое, даже ошибочное решение, является безопасным, поскольку не причинит вред пациенту. Кроме отработки навыков оказания неотложной помощи, при такой методике симуляционного обучения, появляется уникальная возможность отработать слаженность действий в команде, научиться проявлять лидерские качества, мгновенно распределять роли и учиться понимать друг-друга с полувзгляда.

Симуляционное обучение в медицинеЧитайте: "Індивідуальний план наставництва — зразок"

Cимуляционное обучение в сравнении с другими методами обучения в медицине

В некоторых исследованиях идет речь о незначительной разнице в эффективности симуляционных методик и аналогичных учебных направлений. В одном случае указывают, что показатели возрастания личной эффективности у «симуляционных» и «обычных» групп не отличаются существенно ни в одном аспекте обучения.

На самом деле такие современные методики обучения, как анализ ситуативных заданий и историй заболевания — более интерактивны по сравнению с традиционными дидактическими методиками — лекциями. Подробное сравнение симуляции и дидактических методик обучения часто доказывает преимущество симуляционных методов. Ведь они позволяют создать интерактивное, виртуальное пространство, в котором реальность ситуаций способствует уверенности в собственных действиях и ориентирования в критических ситуациях. Ну и главный аргумент в пользу симуляционных методов обучения в медицине: участие в симуляционном обучении помогает участникам избежать ошибок и в практической деятельности и в командном взаимодействии в будущей профессиональной деятельности, ведь они могут делать ошибки и учиться на них.

Создание и функционирование симуляционных центров по подготовке и повышению квалификации врачей — своеобразный мост между научно обусловленной теорией и реальной медицинской практикой. Симуляционные и тренинговые технологии обеспечивают не только высокий практический уровень клинической подготовки будущих врачей, но и активируют психологические механизмы формирования клинического мышления и мотивации к самоусовершенствованию.



зміст

Як створити наглядову раду ЗОЗ: алгоритм дій від розробників постанови

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді