Профилактика эмоционального выгорания у медработников

Читайте, как на уровне руководства медицинского учреждения организовать профилактику эмоционального выгорания у сотрудников: как распознать симптомы, отличить выгорание от стресса и предотвратить развитие синдрома.

Профессий, представители которых наиболее подвержены профессиональному выгоранию, за последние десятилетия стало значительно больше. Это социальные работники, педагоги, правоохранители, психологи, менеджеры по управлению персоналом и тому подобное. И все же лидерами в этом списке были и остаются медицинские работники – те, кто ежедневно помогает людям бороться с проблемами, связанными со здоровьем, и от кого всегда ожидают моральной поддержки. Давайте разберемся, что такое эмоциональное выгорание, почему оно возникает, и составим программу профилактики эмоционального выгорания у медработников.

Синдром выгорания (англ. Burnout syndrome) – это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся снижением производительности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной склонностью к соматическим заболеваниям, а также употреблением для получения временного облегчения алкоголя или других психоактивных веществ, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и (во многих случаях) суицидального поведения.

Руководителю медучреждения важно понимать, что у работников, которые «выгорают» на работе, снижается производительность, они чаще болеют, провоцируют конфликты с коллегами, а иногда и переносят их на пациентов.

Профилактика эмоционального выгорания у медработниковЧитайте: "Реімбурсація в Україні: основні проблеми та процес впровадження"

Игнорировать симптомы профессионального выгорания у подчиненных нельзя, ведь это приведет к потере профессионалов и повлияет на общий уровень успеваемости заведения. Такая позиция руководителя усилит напряженность и ухудшит социально-психологический климат в коллективе.

Вовремя обратить внимание работника на изменения в поведении, если он сам их не замечает, и организовать систему его поддержки и разгрузки, – первоочередная задача руководителя для профилактики синдрома эмоционального выгорания у медработника.

Стресс и профессиональное выгорание

Прежде всего разграничим понятия «стресс» и «профессиональное выгорание». Стресс является лишь одной из составляющих синдрома выгорания. Сравним проявления этих состояний:

Стресс

Профессиональное выгорание

Желание выполнять многие задачи

Нежелание выполнять задачи

Эмоциональная сверхреакция

Подавление эмоций

Гиперактивность и ощущение быстротечности времени

Беспомощность и чувство безнадежности

Спад энергии

Потеря мотивации и разочарование в идеалах

Повышенный уровень тревожности

Апатия

Телесные страдания

Душевные страдания

Может привести к смерти

Может привести к депрессии и потери смысла жизни

Некоторые виды стресса могут положительно повлиять на работу работника: он бессознательно хватается за кучу дел и успешно их выполняет. Однако постоянный стресс негативно сказывается на здоровье человека. Поэтому, чтобы преодолеть это состояние, ему понадобится поддержка коллектива.

Профилактика эмоционального выгорания у медработниковЧитайте: "Протоколы экстренной медицинской помощи"

Для лучшего понимания, что следует делать для профилактики эмоционального выгорания у медработников, давайте разберемся, почему оно происходит. Наиболее комплексно механизмы возникновения и развития явления выгорания в 1982 году раскрыли американские психологи Кристина Маслач (Christina Maslach) и Сьюзан Джексон (Susan E. Jackson). Проведя исследования, они пришли к выводу, что синдром профессионального выгорания характеризуется тремя базовыми симптомами:

• эмоциональная истощаемость – чувство опустошенности и усталости, наступающее в связи с профессиональной деятельностью;

• деперсонализация – холодное, отстраненное, негуманное, циничное отношение к выполняемым обязанностям и другим сотрудникам;

• редукция профессиональных достижений – ощущение некомпетентности на профессиональном поприще, осознание неуспеваемости.

Каждый следующий симптом усиливает влияние предыдущего, пока реакции организма становятся необратимыми. Обычно руководитель обращает внимание на проявления профессионального выгорания поздно, когда время уже упущено, а реабилитация работника требует больших усилий и затрат.

Профилактика эмоционального выгорания у медработниковЧитайте: "Перевірки в медзакладі: права ревізора та план дій"

Стадии формирования синдрома эмоционального выгорания

Есть три основных стадии формирования синдрома профессионального выгорания.

Первая

На первой стадии выгорание проявляется как забота человека о себе. Так, работник чаще устраивает перерывы в работе для чаепития, разговоров по телефону и т.д. Он забывает мелкие рабочие моменты, например, внести нужную запись в документ или ответить на электронное письмо. Обычно эти начальные симптомы выгорания остаются незамеченными, хотя лучше всего начать профилактику эмоционального выгорания у медработников именно еще при инициации проблемы.

В зависимости от характера деятельности, интенсивности нервно-психологических нагрузок и личностных характеристик работника первая стадия профессионального выгорания может длиться от трех до пяти лет.

Вторая

На второй стадии работник теряет интерес к работе, не хочет общаться даже с близкими. Апатия прогрессирует до конца недели, поэтому часто от такого человека можно услышать фразы типа: «В четверг ощущение такое, что уже пятница», «Неделя длится бесконечно» и другие. Работник может чувствовать себя истощенным после крепкого сна и даже после выходных.

Во время второй стадии выгорания появляются устойчивые негативные симптомы, как:

• упадок сил;

• спад жизненной энергии;

• головные боли по вечерам;

• «мертвый» сон, без сновидений;

• частые простудные заболевания;

• повышенная раздражительность.

Симптомы профессионального выгорания проявляются чаще, имеют затяжной характер, с ними становится сложнее бороться. Продолжительность этой стадии – в среднем от пяти до 15 лет. На этом этапе выявление и профилактика синдрома эмоционального выгорания у медработников чрезвычайно важны, дабы не допустить переход его в хроническую, третью, стадию.

Профилактика эмоционального выгорания у медработниковЧитайте: "Медицинская документация стационара и поликлиники"

Третья

Симптомы третьей стадии – хронические. На этом этапе у человека могут возникать как ментальные, так и физические проблемы: язва желудка, депрессия, нарушения памяти и внимания, ухудшение сна, личностные и другие изменения.

Работник может сомневаться в ценности своей работы, профессии и, наконец, самой жизни. Он становится эмоционально равнодушным, испытывает постоянный упадок сил и отупение. Часто на этой стадии человек стремится уединиться. Ему более приятными становятся контакты с животными и природой, чем с людьми.

Для работника третья стадия заканчивается полным эмоциональным сгоранием, которое часто перерастает в отвращение ко всему на свете. Эта стадия может длиться от 10 до 20 лет.

Диагностика и профилактика синдрома эмоционального выгорания у медработников

Предотвратить появление в коллективе пострадавших от данного синдрома или остановить его развитие у сотрудников, которые уже имеют его симптомы, можно. Для этого придерживаемся такого алгоритма действий:

1. Исследуем актуальность проблемы для конкретного работника или коллектива.

2. Предотвращаеем развитие синдрома.

3. Проверяем эффективность принятых мер.

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Профилактика эмоционального выгорания у медработниковЧитайте: "Санепідрежим у хірургічному відділенні: вимоги до приміщень та працівників"

Исследуем актуальность проблемы

Одним из наиболее эффективных методик для диагностики и профилактики состояний, близких к профессиональному выгоранию, является опросник по Кристине Маслач и Сьюзан Джексон. Он содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с рабочей деятельностью. Ответы работников оцениваем по 6-балльной шкале: они могут варьироваться от «никогда» (0 баллов) до «всегда» (6 баллов).

Результаты диагностики интерпретируем по трем субшкалами:

• эмоциональное истощение;

• деперсонализация;

• редукция персональных достижений.

О наличии значительного уровня профессионального выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалами эмоционального истощения и деперсонализации и низкие – по шкале редукции персональных достижений.

Предотвращаем развития синдрома

Если диагностика показала склонность работников к профессиональному выгоранию или показала уже имеющиеся проблемы – самое время принимать меры – приступить к профилактике синдрома эмоционального выгорания у медработников. Основными принципами при разработке мероприятий являются:

• системный подход;

• комплексность;

• непосредственное участие и заинтересованность руководителя в положительном результате.

Какие же есть способы профилактики синдрома профессионального выгорания? Руководитель может, в частности:

• привлечь работника к командной работе;

• организовать профессиональное развитие;

• использовать внутренние ресурсы работника;

• учредить балинтовские группы.

Командная работа предполагает взаимную поддержку работников. Обычно руководитель формирует команду для лечения пациента. Функции каждого ее члена зависят от профессионального статуса работников, формы и содержания работы с пациентом.

Ценность командной работы заключается в том, что при правильной организации рабочего процесса эмоциональная нагрузка на одного работника снижается. К тому же пациент может быть уверен, что в случае временного отсутствия одного из специалистов есть другие, которые знакомы с историей болезни и могут помочь.

Профессиональное развитие, возможность пообщаться с коллегами из других коллективов или даже специалистами из других областей могут стимулировать работника к новым свершениям. В частности, обучение помогает восстановить эмоциональное состояние, повысить мотивацию к профессиональному совершенствованию, пробудить желание обмениваться опытом, а значит, почувствовать себя нужным работодателю и коллегам, что дает хорошие результаты в контексте профилактики эмоционального выгорания у медработников.

Внутренние ресурсы работника. Руководитель должен обращать внимание на состояние здоровья работников, поощрять их заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. Следует поддерживать высокую самооценку подчиненных и их уверенность в себе, своих способностях.

Руководитель должен пропагандировать среди коллектива открытость в общении, одобрять желание работников помогать коллегам и принимать помощь от других.

Балинтовские группы. В середине 1950-х годов английский психоаналитик венгерского происхождения Михаэль Балинт (Michael Balint) заинтересовался спецификой взаимодействия врача и пациента и организовал тренинги-семинары для врачей общей практики. Участники этих групп акцентируют внимание не на вопросах диагностики и лечения, а на взаимоотношениях врач–пациент (реакции, сложности, неудачи), которые врачи сами выносят на дискуссию группы.

Участники балинтовских групп проясняют свое отношение к пациенту, стереотипы своего поведения, мешающие решению проблем, и «белые пятна», препятствующие эффективным взаимоотношениям с пациентами и коллегами. Таким образом им удается глубже разобраться в проблеме, получить корректирующую и психологическую поддержку, направленную также и на профилактику эмоционального выгорания у медработников.

Предотвратить выгорание могут и такие мероприятия:

• день отдыха для работника;

• спортивные или интеллектуальные турниры между работниками;

• совместный отдых на природе.

Проверяем эффективность принятых мер

Руководителю стоит отслеживать, насколько действенными оказались принятые меры по профилактике эмоционального выгорания у медработников. Ведь можно тратить время и усилия на меры, которые работники не одобряют или не воспринимают и, как следствие, – еще больше углубить симптомы выгорания.

Итак, синдром профессионального выгорания – это не приговор, а еще один вызов, с которым нужно работать руководителю. От того, насколько внимательно он отнесется к проблемам своих подчиненных или собственных симптомов, а также насколько серьезно возьмется за профилактику эмоционального выгорания у медработников своего медучреждения – зависит эффективность работы всего медицинского учреждения.



зміст

Карпати-weekend для ТОПменеджерів медзакладів

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді