Деонтология среднего медперсонала в медицине

Деонтология среднего медицинского персонала — искусство, овладев которым, медицинский работник пробуждает в пациенте желание бороться с болезнью. Но с таким даром не рождаются — нужно регулярно проводить обучение персонала, контролировать и оценивать их навыки в этой области. Читайте в статье, на что при этом важно обращать внимание.

Деонтология медицинской сестры – это учение об основных аспектах поведения медицинских работников, для создания благоприятных условий для выздоровления пациентов. Это сочетание этических догм и рекомендаций для медицинских сестёр, которые необходимы им в повседневной профессиональной деятельности.

Як набрати бали до атестації 2020

Впервые вопросами медицинской этики заинтересовался Гиппократ. Он же сформулировал и основные принципы медицинской этики и деонтологии. Некоторые из них вошли в знаменитую клятву Гиппократа:

  • обязательства по отношению к учителям, коллегам и ученикам;
  • принцип не причинить вред пациенту;
  • принцип милосердия (обязанность оказывать помощь пациенту);
  • обязанность заботиться о пользе пациента и привычка ставить его интересы выше прочих;
  • принцип уважения к жизни и негативного отношения к эвтаназии;
  • принцип уважения к жизни и негативного отношения к абортам;
  • обязательство не вступать с пациентом в интимные отношения;
  • обязательство непрерывного личного усовершенствования;
  • принцип конфиденциальности (врачебная тайна).

Медицинская деонтология медсестры

Медицинская сестра является связующим звеном между всем медицинским сообществом и пациентом. От её умелых действий, квалификации и личностных качеств зависит не только успех всего лечения, но и качество жизни пациента во время лечения и процесс выздоровления.

Знания квалифицированной медицинской сестры не должны ограничиваться только узкопрофессиональной информацией. Она обязана владеть познаниями о требованиях:

  • нормативно-правовых документов из отрасли здравоохранения;
  • должностных инструкций;
  • правил внутреннего трудового распорядка;
  • этики и деонтологии в работе медицинской сестры;
  • стандартов деятельности и пр.

Основой философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам пациента.

Сестринское дело нацелено не на болезнь, а на человека. Связано это в первую очередь с тем, что медицинская сестра сталкивается с психическими, духовными, социальными и физическими потребностями пациента как личности, а не только его диагнозом.

Именно поэтому медсестринство и сестринское дело представляет собой искусство заботы о пациенте во время болезни и помощи ему в достижении максимального потенциала здоровья на протяжении всей жизни. Рассмотрим, какие же именно личностные качества помогут справиться с этими задачами медицинской сестре.

Деонтология среднего медперсонала

Перед началом работы с каждым пациентом медицинская сестра должна обязательно учитывать ряд социальных, физических и физиологических факторов, характеризующих пациента, таких как:

  • национальность пациента;
  • его религиозность;
  • социальный статус;
  • уровень образования;
  • степень поинформированности о состоянии своего здоровья;
  • уровень интеллекта;
  • диапазон физической активности;
  • готовность к сотрудничеству с медицинским работником или наоборот, невосприятие диагноза и ситуации.

Все эти постулаты деонтологии медицинской сестры особенно важны в случае тяжёлых хронических или неизлечимых и прогрессирующих заболеваний.

Больной человек часто очень уязвим психологически. Именно поэтому общение с ним требует от медицинской сестры определённых личностных качеств.

Культура речи

Важно всегда консультировать пациента только в пределах своей компетенции. Если медицинский работник не знает ответ на поставленный ему вопрос, следует в этом честно сознаться и пообещать пациенту как можно быстрее узнать ответ у более компетентных коллег либо руководства.

В разговоре с пациентом важно что, как, зачем и когда говорить. Имеет также значение как на это отреагирует пациент и те, кто за ним ухаживают. Люди по-разному воспринимают одно и то же высказывание в зависимости от возраста, образования, психоэмоционального состояния в момент разговора, уровня знаний о проблеме и других факторов.

Нормы деонтологии в медицине обязуют медработника взвешивать каждое сказанное им слово. Любое не к месту сказанное врачом или медсестрой слово, употребление слов-паразитов либо жаргонной лексики всегда провоцирует недоверие и даже враждебность.

Важно уметь доступно рассказать пациенту о необходимых процедурах и исследованиях, обязательно растолковать их суть и цель, успокоить и подбодрить пациента.

Медицинская сестра может сопереживать, однако при этом следует избегать оценивающих слов («плохо, «правильно», «неправильно», «ужасно», «как вы до этого додумались» и пр.), иначе пациент или его родственники могут расценить это как упрёки за ошибки.

Если же информация изложена чётко и уверенно, в мягкой и доброжелательной форме, это станет ещё одним доказательством высокого профессионального уровня медработника. Доверие к такому специалисту и медицинскому учреждению, которое он представляет, возрастёт в разы.

Чтобы не сказать пациенту лишнего, необходимо продумывать разговор с ним заблаговременно. Речь должна стать проявлением как общей культуры, так и медицинской этики и деонтологии.

Сдержанность при любых обстоятельствах

Каждый медицинский работник по-своему волшебник. Он умеет, когда нужно:

  • переубедить пациента в необходимости того или иного вида лечения, физиотерапевтической процедуры;
  • терпеливо молчать, когда этого требуют интересы больного;
  • давать надежду на излечение;
  • поддержать родственников тяжелобольного;
  • быть приветливым и терпеливым.

Немаловажное значение во взаимоотношениях с пациентом имеет невербальное общение – выражение лица, жесты, интонация. Даже с раздражённым собеседником важно быть сдержанным и осторожным в высказываниях.

Умение выслушать

Даже если в ходе беседы вам кажется, что уже и так всё ясно, не подгоняйте пациента либо его родственников рассказывать все жалобы и проблемы. В этом случае следует применить метод отображения — повторять последнее предложение собеседника.

Например, пациент рассказывает: «Подушка постоянно сползает с кровати. Я очень плохо стал спать ночью». Прежде чем перейти к активным действиям, следует ответить: «Так Вы говорите, что очень плохо спите ночью?». В этом случае собеседник будет уверен, что вы его выслушали.

При общении с пациентом нельзя отвлекаться на телефонные звонки, разговоры с коллегами на посторонние темы, а затем переспрашивать («Что, что Вы сказали?», «На чём Вы остановились?»). Такие проявления безразличия и пассивности недопустимы при общении с пациентом.

Обратите внимание! Чтобы донести самую важную информацию, необходимо внимательно слушать собеседника, думать об этой ситуации и одновременно решать, какая информация будет для него наиболее полезной в этот момент. Пробуйте ограничить объём информации двумя-тремя предметами, поскольку родители или родственники, обеспокоенные состоянием родного для них человека, могут просто не усвоить полученную информацию.

Умение сочувствовать и не быть безразличной

Навыки деонтологии медицинской сестры не ограничиваются только умением выслушать пациента. Важным психологическим аспектом, позволяющим установить доверительный контакт с пациентом и его родственниками, является умение подбодрить, доказать, что проблемы пациента не чужды и понятны ей, внушить надежду на победу над недугом.

Следует обращать внимание и на тот факт, что родственники неизлечимо больного пациента, как правило, очень хорошо осведомлены о его заболевании. Это позволит выстроить взаимоотношения с ними на принципах партнёрства и вести открытый диалог. Позиция медицинского работника укрепится в том случае, если он предложит на выбор несколько вариантов решения проблемы, а не просто будет отдавать приказы.

Довольно часто пациенты с неизлечимыми заболеваниями прибегают к помощи нетрадиционной медицины. В таких случаях медицинская сестра, даже если её собственное отношение к этому негативное, не должна его высказывать категорично. Прежде всего необходимо внимательно выслушать пациента, постараться вникнуть в его проблемы и только после этого пробовать корректно и аргументированно высказывать свою позицию. Ни в коем случае нельзя высмеивать человека. В то же время, не следует и соглашаться со всеми его аргументами только для того, чтобы ему угодить.

Медицинская деонтология: принципы

Кроме перечисленных личностных качеств, которыми должна обладать медицинская сестра, существует ещё четыре универсальных этических принципа медицинского обслуживания.

Первый принцип деонтологии медсестёр, именуемый принципом милосердия, звучит следующим образом: «Я принесу добро пациенту или, в крайнем случае, не причиню ему вреда». Милосердие подразумевает трепетное и внимательное отношение к пациенту, подбор таких методов лечения, которые станут адекватными тяжести состояния, готовности и способности пациента совладать с предусмотренными медицинскими вмешательствами. Каждое действие медицинского работника должно быть направлено на благо конкретного пациента.

Следуя принципу автономии, медицинская сестра должна проявлять уважение к личности каждого пациента и принятым им решениям. К тому же, это и конфиденциальность, уважение к культурным, религиозным, политическим и прочим убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и общее планирование ухода. Сюда же можно отнести и самостоятельное принятие решений пациентом либо его законным представителем.

В соответствии с принципом справедливости медицинская сестра обязана относиться одинаково ровно ко всем пациентам и оказывать равноценную помощь всем пациентам не зависимо от их статуса, состояния, профессии и иных внешних обстоятельств. Любые действия медработника не должны навредить пациенту или другим лицам.

Принцип полноты оказания медицинской помощи предусматривает оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего арсенала здравоохранения, чтобы провести качественную диагностику и лечение, реализовать профилактические мероприятия и оказать паллиативную помощь.

Деонтология медицинской сестры

С точки зрения деонтологии в работе медицинской сестры должны отображаться такие её качества, как:

  1. Эстетические:
  • скромность;
  • простота;
  • аккуратность;
  • умение создать уютную атмосферу.
  1. Моральные:
  • терпение;
  • вежливость;
  • сдержанность;
  • приветливость;
  • честность;
  • нежность;
  • сочувствие;
  • чувство собственного достоинства.
  1. Интеллектуальные:
  • профессиональная эрудиция;
  • наблюдательность;
  • умение мыслить логично.

Этика и деонтология в уходе за пациентом

В сфере медицинской этики и деонтологии существует ещё и ряд принципов, которых следует придерживаться при уходе за пациентом:

  • безопасности пациента;
  • конфиденциальности;
  • этического общения;
  • независимости.

Принцип безопасности пациента предусматривает, что вокруг пациента организовывают безопасную окружающую обстановку, позволяющую уберечь его от травм, ожогов, других повреждений с учётом физического и ментального его состояния.

Принцип конфиденциальности направлен на защиту прав пациента, сохранение врачебной тайны при проведении осмотров, медсестринских вмешательств, при разговоре с родственниками и пр.

Следующим принципом деонтологии среднего медицинского персонала является принцип этичного общения:

  • учтивое обращение к пациенту;
  • поддержка, внушение чувства гордости при общении с ним;
  • проявление сочувствия к нему.

К сожалению, именно с нарушением этики общения связано самое большое количество конфликтных ситуаций в сфере медицины вообще.

Принцип независимости призывает медицинскую сестру стимулировать пациента к максимальной самостоятельности, а также выполнять уход самостоятельно, когда это возможно. Это поддерживает в пациенте чувство собственного достоинства, гордости за себя. Каждая задача, выполненная им самостоятельно, повышает его уверенность в собственных силах.

Следуя принципам деонтологии среднего медицинского персонала, медсестра должна уважать людей, их достоинство и права. Она не имеет права вести себя предвзято в зависимости от национальных и расовых признаков пациента, вероисповедания, возраста, пола, политического либо социального состояния и пр. Безусловно, эти принципы требуют абсолютного выполнения всех норм законодательства, касающихся здравоохранения, в том числе и всех аспектов этического кодекса медицинских сестёр.

Атестація медичних працівників — 2025

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді