Деонтология медицинской сестры – это учение об основных аспектах поведения медицинских работников, для создания благоприятных условий для выздоровления пациентов. Это сочетание этических догм и рекомендаций для медицинских сестёр, которые необходимы им в повседневной профессиональной деятельности.
Як набрати бали до атестації 2020
Впервые вопросами медицинской этики заинтересовался Гиппократ. Он же сформулировал и основные принципы медицинской этики и деонтологии. Некоторые из них вошли в знаменитую клятву Гиппократа:
- обязательства по отношению к учителям, коллегам и ученикам;
- принцип не причинить вред пациенту;
- принцип милосердия (обязанность оказывать помощь пациенту);
- обязанность заботиться о пользе пациента и привычка ставить его интересы выше прочих;
- принцип уважения к жизни и негативного отношения к эвтаназии;
- принцип уважения к жизни и негативного отношения к абортам;
- обязательство не вступать с пациентом в интимные отношения;
- обязательство непрерывного личного усовершенствования;
- принцип конфиденциальности (врачебная тайна).
Медицинская деонтология медсестры
Медицинская сестра является связующим звеном между всем медицинским сообществом и пациентом. От её умелых действий, квалификации и личностных качеств зависит не только успех всего лечения, но и качество жизни пациента во время лечения и процесс выздоровления.
Знания квалифицированной медицинской сестры не должны ограничиваться только узкопрофессиональной информацией. Она обязана владеть познаниями о требованиях:
- нормативно-правовых документов из отрасли здравоохранения;
- должностных инструкций;
- правил внутреннего трудового распорядка;
- этики и деонтологии в работе медицинской сестры;
- стандартов деятельности и пр.
Основой философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам пациента.
Сестринское дело нацелено не на болезнь, а на человека. Связано это в первую очередь с тем, что медицинская сестра сталкивается с психическими, духовными, социальными и физическими потребностями пациента как личности, а не только его диагнозом.
Именно поэтому медсестринство и сестринское дело представляет собой искусство заботы о пациенте во время болезни и помощи ему в достижении максимального потенциала здоровья на протяжении всей жизни. Рассмотрим, какие же именно личностные качества помогут справиться с этими задачами медицинской сестре.
Деонтология среднего медперсонала
Перед началом работы с каждым пациентом медицинская сестра должна обязательно учитывать ряд социальных, физических и физиологических факторов, характеризующих пациента, таких как:
- национальность пациента;
- его религиозность;
- социальный статус;
- уровень образования;
- степень поинформированности о состоянии своего здоровья;
- уровень интеллекта;
- диапазон физической активности;
- готовность к сотрудничеству с медицинским работником или наоборот, невосприятие диагноза и ситуации.
Все эти постулаты деонтологии медицинской сестры особенно важны в случае тяжёлых хронических или неизлечимых и прогрессирующих заболеваний.
Больной человек часто очень уязвим психологически. Именно поэтому общение с ним требует от медицинской сестры определённых личностных качеств.
Культура речи
Важно всегда консультировать пациента только в пределах своей компетенции. Если медицинский работник не знает ответ на поставленный ему вопрос, следует в этом честно сознаться и пообещать пациенту как можно быстрее узнать ответ у более компетентных коллег либо руководства.
В разговоре с пациентом важно что, как, зачем и когда говорить. Имеет также значение как на это отреагирует пациент и те, кто за ним ухаживают. Люди по-разному воспринимают одно и то же высказывание в зависимости от возраста, образования, психоэмоционального состояния в момент разговора, уровня знаний о проблеме и других факторов.
Нормы деонтологии в медицине обязуют медработника взвешивать каждое сказанное им слово. Любое не к месту сказанное врачом или медсестрой слово, употребление слов-паразитов либо жаргонной лексики всегда провоцирует недоверие и даже враждебность.
Важно уметь доступно рассказать пациенту о необходимых процедурах и исследованиях, обязательно растолковать их суть и цель, успокоить и подбодрить пациента.
Медицинская сестра может сопереживать, однако при этом следует избегать оценивающих слов («плохо, «правильно», «неправильно», «ужасно», «как вы до этого додумались» и пр.), иначе пациент или его родственники могут расценить это как упрёки за ошибки.
Если же информация изложена чётко и уверенно, в мягкой и доброжелательной форме, это станет ещё одним доказательством высокого профессионального уровня медработника. Доверие к такому специалисту и медицинскому учреждению, которое он представляет, возрастёт в разы.
Чтобы не сказать пациенту лишнего, необходимо продумывать разговор с ним заблаговременно. Речь должна стать проявлением как общей культуры, так и медицинской этики и деонтологии.
Сдержанность при любых обстоятельствах
Каждый медицинский работник по-своему волшебник. Он умеет, когда нужно:
- переубедить пациента в необходимости того или иного вида лечения, физиотерапевтической процедуры;
- терпеливо молчать, когда этого требуют интересы больного;
- давать надежду на излечение;
- поддержать родственников тяжелобольного;
- быть приветливым и терпеливым.
Немаловажное значение во взаимоотношениях с пациентом имеет невербальное общение – выражение лица, жесты, интонация. Даже с раздражённым собеседником важно быть сдержанным и осторожным в высказываниях.
Умение выслушать
Даже если в ходе беседы вам кажется, что уже и так всё ясно, не подгоняйте пациента либо его родственников рассказывать все жалобы и проблемы. В этом случае следует применить метод отображения — повторять последнее предложение собеседника.
Например, пациент рассказывает: «Подушка постоянно сползает с кровати. Я очень плохо стал спать ночью». Прежде чем перейти к активным действиям, следует ответить: «Так Вы говорите, что очень плохо спите ночью?». В этом случае собеседник будет уверен, что вы его выслушали.
При общении с пациентом нельзя отвлекаться на телефонные звонки, разговоры с коллегами на посторонние темы, а затем переспрашивать («Что, что Вы сказали?», «На чём Вы остановились?»). Такие проявления безразличия и пассивности недопустимы при общении с пациентом.
Обратите внимание! Чтобы донести самую важную информацию, необходимо внимательно слушать собеседника, думать об этой ситуации и одновременно решать, какая информация будет для него наиболее полезной в этот момент. Пробуйте ограничить объём информации двумя-тремя предметами, поскольку родители или родственники, обеспокоенные состоянием родного для них человека, могут просто не усвоить полученную информацию.
Умение сочувствовать и не быть безразличной
Навыки деонтологии медицинской сестры не ограничиваются только умением выслушать пациента. Важным психологическим аспектом, позволяющим установить доверительный контакт с пациентом и его родственниками, является умение подбодрить, доказать, что проблемы пациента не чужды и понятны ей, внушить надежду на победу над недугом.
Следует обращать внимание и на тот факт, что родственники неизлечимо больного пациента, как правило, очень хорошо осведомлены о его заболевании. Это позволит выстроить взаимоотношения с ними на принципах партнёрства и вести открытый диалог. Позиция медицинского работника укрепится в том случае, если он предложит на выбор несколько вариантов решения проблемы, а не просто будет отдавать приказы.
Довольно часто пациенты с неизлечимыми заболеваниями прибегают к помощи нетрадиционной медицины. В таких случаях медицинская сестра, даже если её собственное отношение к этому негативное, не должна его высказывать категорично. Прежде всего необходимо внимательно выслушать пациента, постараться вникнуть в его проблемы и только после этого пробовать корректно и аргументированно высказывать свою позицию. Ни в коем случае нельзя высмеивать человека. В то же время, не следует и соглашаться со всеми его аргументами только для того, чтобы ему угодить.
Медицинская деонтология: принципы
Кроме перечисленных личностных качеств, которыми должна обладать медицинская сестра, существует ещё четыре универсальных этических принципа медицинского обслуживания.
Первый принцип деонтологии медсестёр, именуемый принципом милосердия, звучит следующим образом: «Я принесу добро пациенту или, в крайнем случае, не причиню ему вреда». Милосердие подразумевает трепетное и внимательное отношение к пациенту, подбор таких методов лечения, которые станут адекватными тяжести состояния, готовности и способности пациента совладать с предусмотренными медицинскими вмешательствами. Каждое действие медицинского работника должно быть направлено на благо конкретного пациента.
Следуя принципу автономии, медицинская сестра должна проявлять уважение к личности каждого пациента и принятым им решениям. К тому же, это и конфиденциальность, уважение к культурным, религиозным, политическим и прочим убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и общее планирование ухода. Сюда же можно отнести и самостоятельное принятие решений пациентом либо его законным представителем.
В соответствии с принципом справедливости медицинская сестра обязана относиться одинаково ровно ко всем пациентам и оказывать равноценную помощь всем пациентам не зависимо от их статуса, состояния, профессии и иных внешних обстоятельств. Любые действия медработника не должны навредить пациенту или другим лицам.
Принцип полноты оказания медицинской помощи предусматривает оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего арсенала здравоохранения, чтобы провести качественную диагностику и лечение, реализовать профилактические мероприятия и оказать паллиативную помощь.
Деонтология медицинской сестры
С точки зрения деонтологии в работе медицинской сестры должны отображаться такие её качества, как:
- Эстетические:
- скромность;
- простота;
- аккуратность;
- умение создать уютную атмосферу.
- Моральные:
- терпение;
- вежливость;
- сдержанность;
- приветливость;
- честность;
- нежность;
- сочувствие;
- чувство собственного достоинства.
- Интеллектуальные:
- профессиональная эрудиция;
- наблюдательность;
- умение мыслить логично.
Этика и деонтология в уходе за пациентом
В сфере медицинской этики и деонтологии существует ещё и ряд принципов, которых следует придерживаться при уходе за пациентом:
- безопасности пациента;
- конфиденциальности;
- этического общения;
- независимости.
Принцип безопасности пациента предусматривает, что вокруг пациента организовывают безопасную окружающую обстановку, позволяющую уберечь его от травм, ожогов, других повреждений с учётом физического и ментального его состояния.
Принцип конфиденциальности направлен на защиту прав пациента, сохранение врачебной тайны при проведении осмотров, медсестринских вмешательств, при разговоре с родственниками и пр.
Следующим принципом деонтологии среднего медицинского персонала является принцип этичного общения:
- учтивое обращение к пациенту;
- поддержка, внушение чувства гордости при общении с ним;
- проявление сочувствия к нему.
К сожалению, именно с нарушением этики общения связано самое большое количество конфликтных ситуаций в сфере медицины вообще.
Принцип независимости призывает медицинскую сестру стимулировать пациента к максимальной самостоятельности, а также выполнять уход самостоятельно, когда это возможно. Это поддерживает в пациенте чувство собственного достоинства, гордости за себя. Каждая задача, выполненная им самостоятельно, повышает его уверенность в собственных силах.
Следуя принципам деонтологии среднего медицинского персонала, медсестра должна уважать людей, их достоинство и права. Она не имеет права вести себя предвзято в зависимости от национальных и расовых признаков пациента, вероисповедания, возраста, пола, политического либо социального состояния и пр. Безусловно, эти принципы требуют абсолютного выполнения всех норм законодательства, касающихся здравоохранения, в том числе и всех аспектов этического кодекса медицинских сестёр.