Что такое медицинская информационная система (МИС)? Это аппаратный программный комплекс автоматизации работы учреждения здравоохранения.
Що нового в закупівлях лікарських засобів
Обычно медицинская информационная система состоит из блоков:
- электронные медицинские записи пациентов
- ресурсы учреждения и их распределение
- данные медицинских исследований
- финансовая и административная информация
- средства связи между работниками заведения
Читайте: "Качество медицинской помощи: организация контроля и повышение эффективности"
Несколько иначе медицинские информационные системы трактуют западные специалисты. Они используют термин Hospital Information System (HIS) — госпитальная информационная система, которая включает в себя медицинский, административный, финансовый, юридический и другие аспекты, сопровождающие предоставление медицинских услуг. Эта система может дополняться такими специфическими модулями, как Radiology Information System (RIS – радиологическая информационная система) и Picture Archiving and Communication System (PACS – система сохранения медицинских изображений).
Отдельный вид информационных систем в медицине — Laboratory Information Management System — лабораторные информационные системы, которые существенно отличаются от других подобных продуктов.
Различия во взглядах на информационные системы свидетельствуют о разнице в подходах к информатизации деятельности учреждений здравоохранения. На постсоветском пространстве автоматизация основном применялась в отношении документооборота, то есть движение бумажных документов по существу повторялось в электронном виде. Западный же подход заключался в информационной поддержке большинства процессов в учреждении здравоохранения, в том числе и процессов принятия решений.
NB! В Украине медицинские информационные системы, а также аптечные информационные системы (АИС) находятся в активной стадии разработки и тестирования функционала. НСЗУ создала страницу, где подано полный список медицинских информационных систем и информацию о их разработке.
Классификация медицинских информационных систем
Представленные на рынке Украины медицинские информационные системы принято делить на системы документооборота (Docflow) и системы процессов (Workflow).
Иногда сложно различить эти два вида систем, однако упрощенно отличие между ними можно выразить так:
- если объектом действий пользователя медицинской информационной системы является документ (история болезни, заказ пациента, журнал записи и т.п.), то перед нами типичная система документооборота
- если же пользователь информационной системы управляет лечебным процессом, ресурсами, статусами процессов и т.п., то эта медицинская информационная система является процессной
От вида медицинских информационных систем зависят результаты их внедрения.
Медична реформа 2.0
7 кроків, щоб долучитися до медреформи
Системы документооборота позволяют:
- уменьшить количество бумажных документов, используя их подражательность
- уменьшить количество ошибок при оформлении
- достичь типизации документов и обязательности их создания и тому подобное
В отличие от систем документооборота, процессные системы предназначены для оптимизации использования ресурсов, улучшения медицинского сервиса, повышения эффективности труда медицинских работников.
Другая классификация медицинских информационных систем связана со сферой, которую они дают возможность организовать:
- Electronic Medical Records (EMR) — системы медицинских записей (истории болезни, амбулаторные карты, медицинская статистика и т.д.)
- Radiology Information System (RIS) — хранение медицинских изображений и доступ к ним
- Enterprise Resource Planning (ERP) — системы для управления финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами заведения
В основном системы, разработанные для государственных учреждений здравоохранения, относятся к системам медицинских записей (EMR), а системы, применяемые в частных заведениях, — к управленческим системам (ERP) различной степени сложности. Это объясняется разницей подходов к организации рабочего процесса в учреждениях различных форм собственности. Ведь если частная медицина сосредоточена на оптимизации и эффективности, то государственная, — в основном, на учете и медицинских записях.
Читайте: "Охрана труда в медицине: инструктажи"
Задачи медицинских информационных систем
Попробуем выяснить, какие же задачи позволяют решать медицинские информационные системы и каковы их преимущества.
Первой и самой важной задачей, с которой способны справиться медицинские информационные системы, является централизация данных. Она предусматривает, что все данные, внесенные в информационную систему учреждения здравоохранения, доступны в любой точке входа в систему. Это позволяет централизованно обеспечивать информацией весь персонал заведения.
Второй важной задачей медицинских информационных систем является типизация данных как в отношении информации, так и в отношении процессов. То есть подход ко всем пациентам унифицируется, как и их медицинская документация, которую оформляют по единому образцу.
Третья задача информационных систем в медицине — обеспечение доступности информации для ее обработки. Типизированная и централизованная информация доступна для любой обработки и анализа. Это является основным преимуществом медицинских информационных систем, которое, однако, часто недооценивают.
Другие преимущества медицинских информационных систем – улучшение сервиса для пациентов, повышение качества медицинского обслуживания и т.д., являются результатом успешной реализации упомянутых задач.
Читайте: "Клінічні протоколи у вітчизняній медичній практиці"
Этапы внедрения медицинской информационной системы
Внедрение медицинской информационной системы начинается еще до ее избрания — на этапе планирования.
На самом деле, первым этапом внедрения медицинской информационной системы является не планирование, а принятие решения по самой необходимости ее внедрения в конкретном учреждении. На этом этапе необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- зачем заведению нужна медицинская информационная система
- какие задачи она может решить в этом заведении
- какие для этого есть ресурсы
На этапе планирования следует уделить достаточное внимание запросам работников заведения, поскольку именно они в дальнейшем будут пользователями системы. От того, насколько результат будет совпадать с их ожиданиями, зависит эффективность работы системы в целом.
Следующим этапом является выбор системы, встречи с ее разработчиками, тестовое использование. На этом этапе составляют планы непосредственного внедрения системы и осуществляют обучение персонала.
Особое внимание следует уделить выбору ответственного за внедрение (представителя учреждения здравоохранения). Этот сотрудник станет экспертом и внедряющим изменения в среду заведения. Кроме того, следует продумать, что будет происходить с уже имеющейся информацией (электронной — в случае перехода из другой информационной системы или бумажной — при первом внедрении).
Третий этап — развертывание платформы, то есть подготовка инфраструктуры для обучения персонала. Именно на этом этапе разворачиваются сети, серверы и программное обеспечение. Здесь руководителю учреждения здравоохранения стоит обратить внимание на то, что тестирование медицинской информационной системы целесообразно осуществлять непосредственно в заведении, где планируется ее использование, а не пользоваться тестовыми серверами разработчиков. Ведь, к сожалению, довольно часто при тестировании системы выявляют недостатки инфраструктуры, однако заблаговременное выявление позволяет их исправить.
Читайте: "Форма № 063/о: Карта профилактических прививок"
Хуже ситуация складывается, если старт системы запланирован на завтра, а в последний момент окажется, что сервер не подходит или, банально, не проложена сеть в конкретный кабинет.
Четвертый этап — прописывание алгоритмов процессов. Этот этап предшествует обучению персонала. Однако часто ошибочный подход к обучению персонала заключается в том, что его учат нажимать на «клавиши», то есть работать с информационной системой.
Гораздо лучшим решением является использование кейсов. Суть кейсов состоит в решении типовых задач, с которыми в дальнейшем персонал будет сталкиваться ежедневно. При таком подходе вместо «эта кнопка создаст новую историю болезни», а «эта кнопка распечатает эпикриз», обучение проходит по кейсам «Стационарное лечение пациента от приема до выписки», разделенным по структурным подразделениям учреждения (например, от приемного отделения до операционной). Этот этап также позволяет выявить некоторые недостатки медицинской информационной системы, которые еще возможно исправить до ее внедрения.
Пятый этап — обучение персонала. Он является самым сложным, поскольку бесконечен. Необходимо тщательно спланировать график обучения. Его лучше проводить в небольших группах, объединенных по типовым задачам. Перед началом обучения следует потратить некоторое время на разъяснение персоналу важности всего проекта, объяснить, сколько это будет продолжаться и к кому следует обращаться для решения отдельных вопросов.
Шестой этап — «неудачный» старт. Часто по завершении обучения делается попытка первого старта, в ходе которого выявляют еще несколько существенных недостатков обучения или самой системы. Поэтому первый старт лучше выполнить на тестовом «полигоне»: все люди на своих местах, все, «как на самом деле», только пациенты ненастоящие. Кроме того, для предотвращения неприятных сюрпризов учебный этап следует завершить экзаменом для персонала на знание системы.
Финальный этап — старт. Лучше разделить его на несколько подэтапов, постепенно привлекая к работе с медицинской информационной системой все больше и больше пользователей.
Постфинальний этап — доработка. Еще не было ни одного проекта, где удалось предусмотреть буквально все нужды учреждения здравоохранения. Именно поэтому тяжелая работа начинается уже после внедрения медицинской информационной системы. В начале этого этапа необходимо наладить систему обратной связи между персоналом и разработчиками информационной системы.
Читайте: "Медицинская документация: бланки и правила хранения"
Преимущества использования медицинских информационных систем
Преимущества использования медицинских информационных систем в больнице зависят от вида МИС и удачности ее внедрения в конкретном учреждении.
При удачном выборе медицинской информационной системы ее внедрение должно способствовать таким положительным изменениям в организации работы учреждения:
- упрощению доступа к необходимой информации
- отсутствие необходимости в двойном внесении данных
- возможности использования шаблонов документов
- облегчению поиска ресурсов
- возможности доступа к справочной информации
В то же время при внедрении информационной системы персоналу учреждения здравоохранения нужно приложить определенные усилия – вносить информацию в систему по имеющимся шаблонам и формам, последовательно вести электронную медицинскую документацию и обязательно следовать алгоритму работы с той или той информационной системой.
Преимущества, которые будет иметь руководитель учреждения здравоохранения от использования медицинской информационной системы, зависят от задач, которые он ставил при выборе и внедрении той или другой системы. Обычно преимущества сводятся к:
- прозрачности системы обслуживания пациентов
- прозрачности финансовой деятельности и материальных ресурсов
- широкие возможности по отчетам, в частности отчетность в режиме реального времени
Читайте: "Фізіотерапевтичний кабінет: організація приміщень та охорона праці"
Пациенты учреждения здравоохранения также имеют преимущества при использовании медицинской информационной системы. Эти преимущества зависят от возможностей самой системы, а также от тех его функций, к которым заведение предоставило доступ пациентам. Среди простых преимуществ для пациентов можно назвать следующие:
- доступ к собственной медицинской информации
- общение с врачом вне медицинского учреждения
- отсутствие очередей (планирование времени посещения врача)
- улучшение медицинского результата (управление качеством)
Безусловно, этот перечень не является исчерпывающим, он лишь позволяет очертить некоторые преимущества внедрения медицинских информационных систем. Каждый конкретный случай внедрения системы имеет свои результаты.