Контроль качества медицинской помощи в Украине: индикаторы, приказ, документы

Читайте, как организовать контроль качества медицинской помощи в ЛПу, а также организовать мероприятия для повышения эффективности работы медицинского персонала, разработать индикаторы и проанализировать качество медуслуг в учреждении.

Чтобы повысить качество медицинской помощи, необходимо создать систему непрерывного контроля в медицинском учреждении. Для этого главный врач должен издать внутренний приказ об утверждении такой системы. Затем подробно анализируют выявленные в процессе анализа недостатки и составляют план их устранения.

Скачайте приказ о контроле качества медицинской помощи

(Кликните на изображение, чтобы скачать)

Контроль качества медицинской помощи в Украине: индикаторы, приказ, документы

Качество медицинской помощи: организация контроля и повышение эффективностиЧитайте: "Лечебное питание: организация в ЛПУ"

Комиссия по контролю качества медицинской помощи

Главный врач обязан создать в медучреждении комиссию по обеспечению качества медицинской помощи (далее – Комиссия). На основе анализа выбранных для оценки показателей, жалоб пациентов касательно обслуживания, несчастных случаев, ошибок медицинского персонала, предложений врачей Комиссия разрабатывает программы систематического повышения качества медицинской помощи.

Комиссия – орган, который создан с целью объединения усилий всего медицинского персонала для повышения качества медицинской помощи в медучреждении. Работники должны быть заинтересованы в совместном устранении недостатков в своей профессиональной деятельности и активно участвовать в работе Комиссии.

Повышение качества медицинской помощи на всех этапах и уровнях ее предоставления — комплексный процесс, важной составляющей которого является его контроль.

Обычно в медучреждении за деятельность по обеспечению качества медицинской помощи отвечает заместитель главврача по медицинской работе. При этом работу младшего медперсонала с высшим образованием в этом направлении организует главная медсестра. На уровне структурного подразделения медучреждения работу в области качества организует заведующий отделением, а непосредственно младшего медицинского персонала с высшим образованием – старшая медсестра.

Качество медицинской помощи: организация контроля и повышение эффективностиЧитайте: "Инфекционный контроль в ЛПУ: комиссия, хирургические стационары, тубдиспансеры"

Контроль качества медицинской помощи: уровни

Государственная система здравоохранения предусматривает несколько уровней контроля качества медицинской помощи:

  • первый – заведующий структурным амбулаторным или стационарным подразделением оценивает качество медицинской помощи, которую оказывает врач. Исследование проводят для пациентов, которые пролечились в поликлинике (не менее 30% больных) и в стационаре (все больные);
  • второй – заместители главврача, отвечающие за поликлиническую или стационарную работу, используя основные учетные документы, ежедневно проводят экспертное оценивание не менее 10% случаев пролеченных в поликлинике пациентов и не менее 20% случаев человек, выписанных из стационара;
  • третий – экспертная комиссия медучреждения каждый месяц оценивает качество работы подразделений.

Следующие этапы контроля качества медицинской помощи на уровне учреждения осуществляют специальные комиссии территориальных и региональных органов управления здравоохранением:

  • четвертый – экспертная комиссия при городском отделении (управлении) здравоохранения (или при ТМО) ежеквартально оценивает качество деятельности каждого медучреждения;
  • пятый – экспертная комиссия при областном отделении (управлении) здравоохранения раз в 3 месяца анализирует деятельность ТМО и областных медучреждений.

Качество медицинской помощи: организация контроля и повышение эффективностиЧитайте: "Преміювання медичних працівників — укладаємо Положення"

Индикаторы качества медицинской помощи

Индикаторы используются в качестве базиса для изменений в кадровой и управленческой политике, и, не в последнюю очередь, для повышения качества медицинской помощи. Они применяются в медучреждениях областного и республиканского значения.

Система индикаторов призвана отображать такие базисные характеристики медицинской деятельности ЛПУ:

  • защищенность пациентов во время лечения и медперсонала  в своей профессиональной деятельности;
  • действенность и  эффективность проводимых диагностических, терапевтических и профилактических процедур;
  • мнение самих пациентов о процессе оказания им помощи.

Использование в медучреждении системы индикаторов открывает новые горизонты в проведении управленческой политики перед администрацией и дает возможность:

  • сравнить показатели эффективности работы нескольких медучреждений;
  • определить изъяны в работе на разных уровнях и, таким образом, наметить планы по их устранению;
  • разработать алгоритм по улучшению оказываемых услуг.

Но, следует помнить, что индикаторы отнюдь не абсолютные маркеры качества медицинской помощи. И анализируя работу медучреждения, нельзя опираться только на них. Значимость индикаторов в контексте контроля качества медицинской помощи — в их способности обратить внимание к определенным сферам деятельности медучреждения для  дальнейшего их анализа и работы над изъянами. Кроме того, чтобы говорить об индикаторах как орудиях для осуществления оценки качества медицинской помощи, необходимо принимать во внимание весь их комплекс, а не разрозненные отдельные показатели, которые могут исказить картину. Также стоит понимать, что отдельные индикаторы не подходят для непосредственных сравнений.

Качество медицинской помощи: организация контроля и повышение эффективностиЧитайте: "Електронні форми медичної документації"

Функции индикаторных систем контроля качества медицинской помощи:

  • Количественное и качественное оценивание качества медицинских услуг в медучреждении;
  • Подоплека для принятия решений в административной политике;
  • Определение и подтверждение действенности или безрезультативности проведенных мероприятий;
  • Избежание растрат материальных ресурсов или проведения мероприятий без предсказанной действенности;
  • Оценка соответствия качества медицинских услуг уровню, заданному стандартами и клиническими протоколами.

Данные, используемые при разработке индикаторных систем, черпают из медицинских документов или же баз данных, содержащих ту же информацию:

В качестве дополнения к имеющимся данным при разработке индикаторов контроля качества медицинской помощи также могут быть использована применяемая в медучреждении местная или временная документация. К их числу относятся карты экспертной оценки, различные опросники.

Качество медицинской помощи: организация контроля и повышение эффективностиЧитайте: "Спеціальний рецептурний бланк ф-3: облік, знищення, відповідальні"

Вычисление индикаторов качества медицинской помощи

Чтобы получить объективные результаты, важно использовать одинаковые источники информации. Подсчет можно производить по выборке или на основании общих данных. Индикаторные системы разрабатываются одновременно со стандартами и клиническими протоколами медучреждения. Сначала производят определение показателей, которые предполагается измерять, источников данных, связи с медицинскими документами и процедуры вычисления. Далее разрабатывают инструкцию по вычислению индикатора, а также его паспорт, содержащий следующую информацию:

  • название
  • суть
  • отношение к утвержденным стандартам, протоколам и другой документацией
  • рекомендации по трактовке 
  • инструкцию по вычислению.

Качество медицинской помощи: организация контроля и повышение эффективностиЧитайте: "Аттестация врачей на присвоение и подтверждение категории"

Алгоритм внедрения индикаторов качества медицинской помощи

1. Обозначение необходимых к внесению в медицинские протоколы и прочие документы медучреждения изменения и дополнения. Кроме того, следует разработать план мероприятий по внедрению индикаторных систем контроля качества медицинской помощи.

2. Пробное внедрение индикатора – его вычисление ответственным за это сотрудником в конкретном медучреждении. Следуя инструкции, сотрудник может выявить трудности и неточности, возникающие в процессе вычисления индикатора.

3. Анализ полученных результатов относительно статистических ошибок, искажения показателей и т.д. При выявлении таких ошибок разрабатывается программа исправления и устранения.

4. Мониторинг индикаторной системы контроля качества медицинской помощи после утверждения соответствующих стандартов и внесения в них изменений, утвержденных приказом Минздрава.

Робота за програмою медичних гарантій у 2025 році

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді