Чтобы повысить качество медицинской помощи, необходимо создать систему непрерывного контроля в медицинском учреждении. Для этого главный врач должен издать внутренний приказ об утверждении такой системы. Затем подробно анализируют выявленные в процессе анализа недостатки и составляют план их устранения.
Скачайте приказ о контроле качества медицинской помощи
(Кликните на изображение, чтобы скачать)
Читайте: "Лечебное питание: организация в ЛПУ"
Комиссия по контролю качества медицинской помощи
Главный врач обязан создать в медучреждении комиссию по обеспечению качества медицинской помощи (далее – Комиссия). На основе анализа выбранных для оценки показателей, жалоб пациентов касательно обслуживания, несчастных случаев, ошибок медицинского персонала, предложений врачей Комиссия разрабатывает программы систематического повышения качества медицинской помощи.
Комиссия – орган, который создан с целью объединения усилий всего медицинского персонала для повышения качества медицинской помощи в медучреждении. Работники должны быть заинтересованы в совместном устранении недостатков в своей профессиональной деятельности и активно участвовать в работе Комиссии.
Повышение качества медицинской помощи на всех этапах и уровнях ее предоставления — комплексный процесс, важной составляющей которого является его контроль.
Обычно в медучреждении за деятельность по обеспечению качества медицинской помощи отвечает заместитель главврача по медицинской работе. При этом работу младшего медперсонала с высшим образованием в этом направлении организует главная медсестра. На уровне структурного подразделения медучреждения работу в области качества организует заведующий отделением, а непосредственно младшего медицинского персонала с высшим образованием – старшая медсестра.
Читайте: "Инфекционный контроль в ЛПУ: комиссия, хирургические стационары, тубдиспансеры"
Контроль качества медицинской помощи: уровни
Государственная система здравоохранения предусматривает несколько уровней контроля качества медицинской помощи:
- первый – заведующий структурным амбулаторным или стационарным подразделением оценивает качество медицинской помощи, которую оказывает врач. Исследование проводят для пациентов, которые пролечились в поликлинике (не менее 30% больных) и в стационаре (все больные);
- второй – заместители главврача, отвечающие за поликлиническую или стационарную работу, используя основные учетные документы, ежедневно проводят экспертное оценивание не менее 10% случаев пролеченных в поликлинике пациентов и не менее 20% случаев человек, выписанных из стационара;
- третий – экспертная комиссия медучреждения каждый месяц оценивает качество работы подразделений.
Следующие этапы контроля качества медицинской помощи на уровне учреждения осуществляют специальные комиссии территориальных и региональных органов управления здравоохранением:
- четвертый – экспертная комиссия при городском отделении (управлении) здравоохранения (или при ТМО) ежеквартально оценивает качество деятельности каждого медучреждения;
- пятый – экспертная комиссия при областном отделении (управлении) здравоохранения раз в 3 месяца анализирует деятельность ТМО и областных медучреждений.
Читайте: "Преміювання медичних працівників — укладаємо Положення"
Индикаторы качества медицинской помощи
Индикаторы используются в качестве базиса для изменений в кадровой и управленческой политике, и, не в последнюю очередь, для повышения качества медицинской помощи. Они применяются в медучреждениях областного и республиканского значения.
Система индикаторов призвана отображать такие базисные характеристики медицинской деятельности ЛПУ:
- защищенность пациентов во время лечения и медперсонала в своей профессиональной деятельности;
- действенность и эффективность проводимых диагностических, терапевтических и профилактических процедур;
- мнение самих пациентов о процессе оказания им помощи.
Использование в медучреждении системы индикаторов открывает новые горизонты в проведении управленческой политики перед администрацией и дает возможность:
- сравнить показатели эффективности работы нескольких медучреждений;
- определить изъяны в работе на разных уровнях и, таким образом, наметить планы по их устранению;
- разработать алгоритм по улучшению оказываемых услуг.
Но, следует помнить, что индикаторы отнюдь не абсолютные маркеры качества медицинской помощи. И анализируя работу медучреждения, нельзя опираться только на них. Значимость индикаторов в контексте контроля качества медицинской помощи — в их способности обратить внимание к определенным сферам деятельности медучреждения для дальнейшего их анализа и работы над изъянами. Кроме того, чтобы говорить об индикаторах как орудиях для осуществления оценки качества медицинской помощи, необходимо принимать во внимание весь их комплекс, а не разрозненные отдельные показатели, которые могут исказить картину. Также стоит понимать, что отдельные индикаторы не подходят для непосредственных сравнений.
Читайте: "Електронні форми медичної документації"
Функции индикаторных систем контроля качества медицинской помощи:
- Количественное и качественное оценивание качества медицинских услуг в медучреждении;
- Подоплека для принятия решений в административной политике;
- Определение и подтверждение действенности или безрезультативности проведенных мероприятий;
- Избежание растрат материальных ресурсов или проведения мероприятий без предсказанной действенности;
- Оценка соответствия качества медицинских услуг уровню, заданному стандартами и клиническими протоколами.
Данные, используемые при разработке индикаторных систем, черпают из медицинских документов или же баз данных, содержащих ту же информацию:
- Форма № 025/о "Медицинская карта амбулаторного больного"
- Форма № 112/о "История развития ребенка"
- Форма № 025-2/о "Талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов"
- Форма № 025-4/о "Талон на прием к врачу"
- Форма № 025-5/о "Талон амбулаторного пациента при оказании консультативной поликлинической помощи"
- Форма № 025-6/о "Талон амбулаторного пациента"
- Форма № 003/о "Медицинская карта стационарного больного"
- Форма № 066/о "Карта выбывшего из стационара"
В качестве дополнения к имеющимся данным при разработке индикаторов контроля качества медицинской помощи также могут быть использована применяемая в медучреждении местная или временная документация. К их числу относятся карты экспертной оценки, различные опросники.
Читайте: "Спеціальний рецептурний бланк ф-3: облік, знищення, відповідальні"
Вычисление индикаторов качества медицинской помощи
Чтобы получить объективные результаты, важно использовать одинаковые источники информации. Подсчет можно производить по выборке или на основании общих данных. Индикаторные системы разрабатываются одновременно со стандартами и клиническими протоколами медучреждения. Сначала производят определение показателей, которые предполагается измерять, источников данных, связи с медицинскими документами и процедуры вычисления. Далее разрабатывают инструкцию по вычислению индикатора, а также его паспорт, содержащий следующую информацию:
- название
- суть
- отношение к утвержденным стандартам, протоколам и другой документацией
- рекомендации по трактовке
- инструкцию по вычислению.
Читайте: "Аттестация врачей на присвоение и подтверждение категории"
Алгоритм внедрения индикаторов качества медицинской помощи
1. Обозначение необходимых к внесению в медицинские протоколы и прочие документы медучреждения изменения и дополнения. Кроме того, следует разработать план мероприятий по внедрению индикаторных систем контроля качества медицинской помощи.
2. Пробное внедрение индикатора – его вычисление ответственным за это сотрудником в конкретном медучреждении. Следуя инструкции, сотрудник может выявить трудности и неточности, возникающие в процессе вычисления индикатора.
3. Анализ полученных результатов относительно статистических ошибок, искажения показателей и т.д. При выявлении таких ошибок разрабатывается программа исправления и устранения.
4. Мониторинг индикаторной системы контроля качества медицинской помощи после утверждения соответствующих стандартов и внесения в них изменений, утвержденных приказом Минздрава.