Смета медучреждения – как составлять и выполнять

RU UA
Автор
Експертна редакція порталу
Ежегодно ревизоры проверяют соблюдало ли медучреждение законодательства при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении сметы. Как избежать недоразумений и успешно пройти проверку ревизоров? Составьте смету медицинского учреждения на 2023 год и правильно внесите в нее изменения
СметаБланк

Смета бюджетной больницы – это основной плановый финансовый документ. Составляют смету после утверждения государственного и местного бюджетов, в зависимости от того, из какого бюджета финансируются. Большинство медицинских учреждений были реорганизованы на коммунальные некоммерческие предприятия (КНП), и поэтому сами составляют финансовый план. Те же учреждения, которые остались государственными и коммунальными, составляют смету.

Основная цель сметы – учреждение должно обеспечить выполнение своих функций и достичь результатов, определенных в соответствии с бюджетными назначениями. Этот документ устанавливает на бюджетный год:

  • полномочия учреждения на получение средств из бюджета
  • распределение бюджетных ассигнований.

Поэтому смета — это обязательный формат документации для всех бюджетных медицинских учреждений:

  • и тех, которые являются ведущими бухгалтерский учет самостоятельно
  • и тех, которые обслуживаются централизованной бухгалтерией.

Условно, смета бюджетного учреждения состоит из следующих этапов:

  • предоставление учреждению предельных показателей по общему фонду
  • составление расчетов по поступлениям в специальный фонд
  • составление расчетов по расходам общего и специального фондов
  • заполнение вводной и основной частей сметы
  • подписание сметы бюджетного учреждения и расчетов к ней
  • утверждение.

✅✅✅ Финансовый план КНП: как составить

Кто составляет смету больницы

Бюджетное медицинское учреждение составляет:

  • сметы
  • планы ассигнований общего фонда бюджета
  • планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета
  • планы специального фонда
  • сведение показателей специального фонда сметы по каждой исполняемой ею бюджетной программе
  • планы использования бюджетных средств
  • помесячные планы использования бюджетных средств.

Бухгалтерская служба с участием руководителей структурных подразделений медучреждения составляет смету медучреждения на бюджетный период, то есть на один календарный год (ч. 30 ст. 2 Бюджетного кодексу України; БК). Далее главный бухгалтер подает смету на рассмотрение и согласование главному распорядителю бюджетных средств, которому подчиняется.

Порядок составления сметы определен законодательством и требует безошибочных расчетов всех доходов и расходов. За этим следят ревизоры при проверках финансовой деятельности медицинских учреждений.

Когда составляете смету больницы, руководствуйтесь Порядком складання, розгляду, затвердження та основних вимог до виконання кошторисів бюджетних установ, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.2002 № 228 (далее— Порядок № 228).

Проекты смет составляют на плановый бюджетный период. В случае, когда учреждения образованы не с начала текущего бюджетного периода: сметы составляются и утверждаются со времени ее образования до конца бюджетного периода в общем порядке.

Сметы учреждений, которые в течение бюджетного периода реорганизованы или подчинения которых изменены, согласно законодательству, составляются и утверждаются в общем порядке, в том числе по новому подчинению.

ВНИМАНИЕ! Форма сметы содержится в приложении 15 к Інструкції про складання і виконання розпису Державного бюджету України, утвержденном приказом Минфина от 28.01.2002 № 57.

Смета больницы — пример

кошторис медичного закладу

 

Скачати

 

 

Предельные показатели по общему фонду

Общий фонд — это процесс поступления и расходование средств, которые бюджетное учреждению получает из бюджета. Главный распорядитель средств соответствующего бюджета после того, как бюджет утвержден, направляет учреждению предельные показатели на уточнение сумм бюджетных назначений и бюджетных ассигнований. Эти показатели учреждение использует для составления проектов:

  • плана ассигнований общего фонда
  • плана специального фонда, плана предоставления кредитов из общего фонда бюджета
  • план использования бюджетных средств
  • помесячный план использования бюджетных средств.

Эти документы и смета бюджетного учреждения составляются одновременно.

Семінари та вебінари для медиків

 

Расчеты поступлений из специального фонда

Раздел «Поступления» сметы бюджетного медучреждения составляют с кодами классификации доходов (поэтому все поступления должны быть подкреплены расчетами). Отдельно необходимо учесть поступления от:

  • платных услуг
  • дополнительных видов хозяйственной деятельности
  • арендной платы за пользование имуществом
  • продажи имущества и т.п.

Расчет средств, полученных от оказания платных услуг, производится на основе:

  • планового объема предоставления платных услуг
  • расчетов определенных показателей (площади помещений, которые планируется сдать в аренду; количества имущества, которое будут сдавать в аренду и др.)
  • стоимости койко-дня, единицы площади, посещение

При расчете сумм, которые планируется получить от платных услуг (все подгруппы первой группы собственных поступлений), учтите рекомендации:

  • формируйте суммы, опираясь на уровень фактического выполнения показателей в текущем году, и учитывайте уровень их выполнения в предшествующем плановом году
  • показатели указывайте в расчетах в полном объеме
  • все показатели должны совпадать с показателями бухгалтерской отчетности за соответствующий отчетный год.

Особенно тщательно ревизионные органы проверяют именно эти расчеты, поскольку значительная часть медицинских учреждений не может производить их поступления в специальный фонд (п.17 Порядка 228). Все обнаруженные нарушения ревизоры фиксируют в актах ревизии.

Кроме того, в смете важно указать объем второй группы поступлений (от дополнительных видов хозяйственной деятельности). Поступления от подарков, благотворительных взносов или грантов необходимо учитывать в соответствии с договорами или другими документами, по которым они поступают.

ВНИМАНИЕ! Благотворительные доходы в денежной и неденежной форме преимущественно не учитывают при составлении сметы медицинского учреждения.

 

Росчет расходов

Составление расчетов по расходам

Расходы составляем, используя коды экономической классификации расходов (КЭКР). Идентифицируем их по видам и количеству товаров (работ, услуг) с указанием стоимости за единицу.

Подобное требование прописано в п. 22 Порядка № 228. По каждому коду КЭКР следует рассчитывать расходы по их видам и количеству товаров (услуг).

Расчет расходов по некоторым кодам КЭКР

Код 

Назва 

Методика розрахунку у кошторисі медзакладу

КЕКВ 2111

Заробітна плата

Підтверджують відповідним розрахунком розміру фонду заробітної плати та штатним розписом. За кожною посадою обраховують розмір посадового окладу, доплат та різноманітних надбавок, премій, розміру індексації та ін.

КЕКВ 2120

Нарахування на оплату праці

Розраховують за ставками ЄСВ 22% та 8,41% (для співробітників з інвалідністю), а також фондом оплати праці. При розрахунку враховують також запланований розмір винагороди за договором ЦПХ

КЕКВ 2270

Оплата комунальних послуг та енергоносіїв

Обчислюють на підставі затверджених лімітів

Следовательно, при расчете суммы расходов ориентируются на:

  • направление использования собственных поступлений
  • потребности
  • погашение долга за бюджетные обязательства с предыдущих лет
  • выполнение учреждением основных функций (если по общему фонду сумма на расходы недостаточна).

Безошибочно составить смету поможет часть 4 статьи 13 БК. В ней, в частности, указаны направления использования собственных поступлений – средств специального фонда.

Успішний управлінець закладу охорони здоров'я — 2023

Составление сметы бюджетного медицинского учреждения – вводная часть

В вводной части составления сметы бюджетного учреждения отражают сведения об самом учреждении, а именно:

  • код ЕГРПОУ
  • наименование учреждения
  • местонахождение учреждения (город, район, область).

Эти сведения берутся из учредительных, регистрационных документов.

Во вступительной части смета бюджетного учреждения содержит сведения о:

  • виде бюджета (государственный, областной, городской, районный, объединенного территориального общества, сельский и т.п.)
  • кодах и названиях ведомственной, программной классификации расходов соответствующего бюджета.

Составление сметы бюджетного медицинского учреждения – основная часть

Основная часть составления сметы бюджетного учреждения по форме является табличной, и состоит из двух разделов:

  • поступление
  • расходы.

Их заполняют с соблюдением требований Порядка №228. При составлении сметы руководствуемся также кодами КЭКР по приказу Минфина от 12.03.2012 №333.

По совместному фонду общие суммы в разделах сметы «Поступления» и «Расходы» равны между собой (по специальному – действует аналогичное правило равенства). Если одна из них больше или меньше, стоит проверить не только правильность итога ячеек, содержащую смету бюджетного учреждения, но и расчетов к нему, ведь где-то допущена ошибка.

Суммы сметы соответствуют предельным показателям расходов общего фонда (текущих, капитальных), в т. ч. на оплату труда, оплату командировок, коммунальные услуги; если главный распорядитель направил учреждению их предельные значения. Если же в предельной сумме текущих расходов не выделены направления использования, расходы по ним учреждение распределяет самостоятельно. Составляя смету расходов, следует прежде всего обеспечить бюджетными средствами защищенные затраты в разделе «Расходы». Это может быть:

  • оплата труда
  • ЕСВ
  • медикаменты и перевязочные материалы
  • продукты питания
  • коммунальные услуги, энергоносители
  • энергосервис (ч. 2 ст. 55 БК).

Если предельный объем расходов на оплату труда меньше объективной потребности учреждения на оплату труда, численность работников учреждения приводим в соответствие с определенным фондом оплаты труда — уменьшая количество штатных единиц в штатном расписании. Если аналогичная ситуация по другим расходам, то учреждение распределяет их в пределах установленных ассигнований таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на него функций.

Составить смету – это только полдела. Одновременно со сметой учреждение представляет главному распорядителю на утверждение план ассигнований общего фонда бюджета, план специального фонда, план использования бюджетных средств, помесячный план использования бюджетных средств и штатное расписание учреждения.

Выполнение сметы

Каждый раз при составлении и исполнении сметы медицинского учреждения следует помнить:

  • все финансовые манипуляции (заключение договоров, оплату товаров или услуг) можно проводить только в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных сметой, определенных в плане ассигнований общего и специального фондов и т.п.
  • учреждение лишено права заимствовать средства или предоставлять кредиты из бюджета физическим или юридическим лицам.

Все расходы должны направляться на:

  • обеспечение собственной деятельности и выполнение приоритетных задач
  • погашение обязательств, содержащихся в смете за предыдущий год, зарегистрированных в Казначействе (спецфонд не исключение).

По спецфонду бюджетное учреждение обязуется исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений в этот фонд, с учетом остатка средств на начало бюджетного года.

Выполняя смету бюджетного учреждения, следует стремиться к уменьшению суммы задолженности по бюджетным обязательствам прошлых периодов и не допускать образования в текущем году новой суммы задолженности.

Но не всегда учреждение выполняет смету бюджетного учреждения, например:

  • утверждена роспись бюджета, но не утверждена смета
  • не утверждена роспись бюджета
  • в роспись и / или смету внесены изменения.

ВНИМАНИЕ! При выполнении сметы следует приложить усилия, чтобы уменьшить сумму задолженности по бюджетным обязательствам за прошлые года, и не допускать образования таких задолженностей в текущем году.

 

Пройти курс "Благодійна і гуманітарна допомога у медзакладі"

 

Внесение изменений в смету медучреждения

При необходимости смету учреждения можно изменить по некоторым показателям, при этом все изменения следует подтвердить справками (производить смету нужно с учетом внесенных изменений).

Предпосылки для внесения изменений в смету возникают, когда:

  • перераспределение бюджетных ассигнований в разрезе КЭКР в пределах общего объема бюджетных назначений (отдельно по общему и специальному фонду)
  • передача бюджетных назначений от одного главного распорядителя другому
  • уменьшение бюджетного назначения главному распорядителю на сумму израсходованных не по целевому назначению средств
  • формирование расходов или перераспределений по бюджетным программам, или увеличение их на развитие, за счет уменьшения других расходов, в пределах общего объема бюджетных назначений главного распорядителя (кроме общего и специального фонду)
  • перераспределение расходов бюджета на централизованные мероприятия между административно-территориальными единицами
  • передача нераспределенных бюджетных назначений на определенные цели между главными распорядителями
  • сокращение годовых расходов бюджета за счет средств общего фонда
  • внесение изменений в госбюджет или местный бюджет
  • увеличение расходов бюджета за счет превышения объема собственных поступлений специального фонда с учетом их остатков на начало года.

В некоторых случаях возникает необходимость вносить изменения в смету по специальному фонду. Это возможно в ситуациях:

  • объем фактических поступлений в специальный фонд в сумме с остатком средств на начало года превышает поступление по смете. Уточненная сумма расходов должна быть равна уточненной сумме доходов и остатка средств на начало года
  • объем фактических собственных поступлений в сумме с остатком средств на начало года меньше запланированных показателей сметы по специальному фонду. Необходимо уменьшить объемы поступлений и расходов, учитывая ожидаемое выполнение сметы по специальному фонду в текущем бюджетном году.

Основанием для внесения изменений в смету по специальному фонду (собственные поступления) являются:

  • справка органа Казначейства о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета
  • справка об изменениях в смету бюджетного учреждения
  • сведение показателей специального фонда сметы без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись по специальному фонду бюджета.

Необходимые формы документации можно найти в приказе Минфина от 28.01.2002 №57.

Копию справки об изменениях в смету по специальному фонду (собственные поступления) учреждение заверяет в органе Казначейства, после чего передает главному распорядителю.

Аналогичные действия выполняются, и если наоборот — поступления по спецфонду не производятся. Все эти изменения в смету тогда следует внести не позднее чем за три недели до конца бюджетного года.

Отчет по смете

О выполнении сметы следует отчитываться нарастающим итогом. В отчетности плановые показатели отражаются с учетом внесенных изменений в смету.

Что проверяют ревизоры в смете медучреждения

Ревизионные органы проверяют, есть ли у медицинского учреждения смета и соответствует ли она Порядку № 228. Когда они анализируют смету медицинского учреждения, обращают внимание на:

  • правильность формирования доходной и расходной его частей по общему и специальному фонду
  • отсутствие в документе:
  • сумм, не подтвержденных расчетами и не имеющих экономического обоснования
  • бюджетных ассигнований, потребности в которых нет (соблюдение режима экономии).

Если происходило перераспределение средств, ревизоры проверяют:

  • правильность прописанных учреждением изменений в смете
  • объективную оценку в потребности при перераспределении или сокращении ассигнований
  • изменения в годовом распределение бюджетных поступлений с учетом особенностей спецфонда
  • соотношение расходов из специального фонда с уточненным размером доходов и остатков на начало года.

Издержки в вышеприведенных пунктах сметы медучреждения являются нарушением бюджетного законодательства (п. 16 ч. 1 ст. 116 БК).

Вот некоторые виды бюджетных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена непосредственно статьями БК:

  1. включение недостоверных данных в бюджетные запросы
  2. нарушение установленных сроков подачи бюджетных запросов или их непредставление
  3. определение недостоверных объемов бюджетных средств при планировании бюджетных показателей
  4. включение в состав специального фонда бюджета поступлений из источников, не отнесенных к таковым
  5. зачисление доходов бюджета на любые счета, кроме единого казначейского счета
  6. осуществление платежей за счет бюджетных средств без регистрации бюджетных обязательств, при отсутствии подтверждающих документов или при включении в платежные документы недостоверной информации; а также безосновательный отказ в проведении платежа органами Государственного казначейства Украины
  7. нецелевое использование бюджетных средств
  8. нарушение установленных требований по ведению бухгалтерского учета и составление отчетности об исполнении бюджетов
  9. нарушение установленных порядка или сроков представления финансовой и бюджетной отчетности бюджетных учреждений, а также представление такой отчетности в неполном объеме.

За вышеупомянутые праонарушения предусмотрены меры воздействия в соответствии со статьей 117 БК. Учреждению, допустившему нарушения, могут уменьшить размер бюджетных ассигнований.

Должностные лица, по вине которых произошли нарушения в смете медицинского учреждения, несут ответственность в соответствии с законодательством. В частности, за внесение непроверенных данных в бюджетные запросы, повлекшие необоснованные бюджетные назначения или ассигнования, им грозит штраф в размере от 30 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан. Такая норма прописана ст. 164-12 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Должностные лица, по вине которых допущено нарушение бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность по закону.

Нарушение бюджетного законодательства, совершенное распорядителем или получателем бюджетных средств, может служить основанием для привлечения к ответственности, согласно законам Украины, его руководителя или других ответственных должностных лиц в зависимости от характера совершенных ими деяний (ст.121 БК).

Вища школа безперервного професійного розвитку: оберіть навчальну програму

 



зміст

Карпати-weekend для ТОПменеджерів медзакладів

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді