Медицинская этика: ситуационные задачи и практические советы

RU UA
Должностные инструкции врачей, младшего и среднего медперсонала требуют соблюдения принципов медицинской этики. Важно, чтобы медперсонал был ознакомлен с задачами медицинской этики и деонтологии, ориентировался в этических проблемах и знал, как действовать в разных ситуациях

Зміни в ДБН для ЗОЗ з 01.10.2024

Чтобы уровень знаний работников об этих принципах был достойным, предлагаем провести с ними

беседу об основных этических проблемах

, которые возникают при осуществлении профессиональной деятельности, и обсудить, какие требования общения выдвигает профессиональная этика к медицинским работникам.

✎ Этический кодекс врача Украины содержит такие основополагающие понятия для медицины, как медицинская этика, мораль и деонтология. Что такое медицинская этика и медицинская деонтология?
Медицинская этика — это наука, изучающая нормы, принципы и методы оценки взаимодействия медработников пациентами и коллегами.

Деонтология — это раздел медицинской этики, состоящий из этических норм и принципов поведения медицинского работника при исполнении своих профессиональных обязанностей. Врачебная деонтология отождествляется с врачебной этикой.

✅✅✅

Этический кодекс медицинской сестры

Медицинская этика и деонтология: задачи

1. Изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на достижение максимальной эффективности лечения больных и профилактики заболеваний.

2. Анализ взаимоотношений между медиком, больным и его родственниками, а также между медицинскими работниками в коллективе.

3. Предотвращения неблагоприятных факторов в медицинской деятельности и устранение вредных последствий некачественной медицинской помощи.

Важно! Этические принципы медицинских работников реализуются в плоскостях «врач — пациент» (его представители), а также «врач — коллеги».

Как не разгневать пациента: шпаргалка

Медицинская этика: практические советы и ситуационные задачи

Скачать

Основные вопросы медицинской этики в повседневной деятельности медиков

Раздел 4 Стандартів акредитації закладів охорони здоров’я посвящен правам, обязанностям и безопасности пациентов заведений. Особое внимание в нем обращается на необходимость обучения медработников принципам этики и деонтологии, а также проведения мероприятий по предотвращению служебных злоупотреблений и сохранению конфиденциальной информации о пациенте. В УЗ с медперсоналом должны проводиться семинарские занятия по вопросам соблюдения этики и деонтологии.

Алла Худякова шеф-редактор Експертус Охорона здоров'я
Підстави для встановлення надбавок за складність і напруженість у роботі, або надбавок за інтенсивність праці. Розмежування надбавок і доплат. Нормативо-правові акти і локальні документи, які регулюють призначення, розмір і виплату надбавок

Разглашение врачебной тайны в контексте медицинской этики

Медработники, которые узнали какую-либо информацию о лице, будь то личные данные, сведения о состоянии здоровья, или же сам факт обращения за медицинской помощью обязаны сохранять эту информацию в тайне. Она составляет содержание врачебной тайны и с этической и с юридической точки зрения.

Часто поведение медработников с пациентами и их родственниками регламентируют не только деонтологические и этические принципы, но законодательные нормы. Поэтому помимо порядочности, вежливости, умения поставить себя на место пациента, от медработника требуется еще и знание и соблюдение правовых норм.

Деонтологические ошибки при оказании первой доврачебной помощи

Кроме конфликтов с родственниками и самими пациентами, несоблюдение принципов деонтологии и медицинской этики может спровоцировать ошибки диагностические, тактические и технические. Деонтологические ошибки — наиболее частая причина жалоб родственников пациента в случае неблагоприятного исхода терапии. И именно из-за них медработника могут привлечь к ответственности.

✅✅✅ Аккредитация медицинских учреждений в Украине

Диалог с родственниками пациента на медицинской этике

Согласно медицинской этике, намеренное или ненамеренное игнорирование пожеланий и настояний родственников пациента со стороны медработника недопустимо. Из-за того, что в свободном доступе есть огромное количество сведений о заболевании, методах диагностики и лечения, часто не самых достоверных, пациенты могут самостоятельно применять лекарственные средства, которые лечащий врач не назначал. И это — очень частая причина конфликтов.

Работа в медучреждении требует от медработника исключительно профессионального и основанного на научных доказательствах подхода. Непозволительно рекомендовать какие-либо лечебно-диагностические мероприятия, не имеющие доказательной базы. В общении с родственниками пациента, особенно при объяснении им конкретных требований, следует проявлять твердую волю, необходимо разъяснить им, что их поведение может неблагоприятно отразиться на здоровье пациента, равно как и их бездеятельность и равнодушие.

Отсутствие эмоционального контакта с пациентом

Уже при первой встрече с пациентом, медработник должен наладить контакт с пациентом. Внимание и доброта важны в установлении доверительных отношений. Это доверие позволит более успешно и комфортно проводить диагностические и лечебные манипуляции, а пациенту вселит уверенность в успех лечения и эффективность лечебных мероприятий.

Важно! Следует помнить, что возраст, пол или социальный статус пациента не должны влиять на соблюдение по отношению к нему принципов медицинской этики.

Отказ пациента от необходимых манипуляций

Все диагностические и лечебные мероприятия по отношению к пациенту проводятся при условии его полной информированности. Если пациенту доходчиво объяснить, что он нуждается в конкретной процедуре и рассказать, почему сами собой нивелируются многие деонтологические трудности.

Если же пациент отказывается по определенным (например, религиозным или социальным) причинам от проведения исследования или терапевтической процедуры, медработник оказывается в трудном и неудобном положении. В такой ситуации пациенты, не понимая сути процедуры, считают ее агрессивной, опасной и часто прибегают к предъявлению собственных, нередко неправомерных, требований.

Очень важно терпеливо объяснить все риски медицинских манипуляций, а также уточнить, что этот риск значительно ниже, чем вероятность осложнений в случае непроведения этой процедуры.

Этика медицинской сестры

Соблюдение правил медицинской этики помогает пациенту чувствовать себя в надежных руках и сохранять хорошее расположение духа.

Профессиональная этика медработников предписывает правила поведения в таких направлениях:

  • медицинская сестра — пациент;
  • медицинская сестра — родственники пациента;
  • медицинская сестра — другие медицинские работники.

Рассмотрим принципы медицинской этики медсестры по каждому из направлений.

Отношения «медицинская сестра — пациент»

Медсестра в общении спациентом должна придерживаться правил медицинской этики:

  • не выделять «любимчиков». Национальность, социальный статус, уровень физического или интеллектуального развития пациента не должны влиять на расположение медработника к нему;
  • строить общение на вежливости и приветливости, не относится к пациентам по-панибратски и фамильярно, или же излишне официально;
  • обращаться к пациенту предпочтительно по имени;
  • непозволительно обсуждать с пациентом назначения врача, подрывать его авторитет, сообщать сведения о здоровье другого пациента;
  • когда пациенту предстоит мучительная или неприятная процедура (инъекция, наложение повязки, обработка раны и т.д.) или же осмотру, медсестра должна поспособствовать снятию у пациента психо-эмоционалного напряжения, разъяснив цель данной процедуры, при этом учитывая особенности каждого пациента и уровень его понимания собственного состояния здоровья. Можно попробовать несколько отвлечь пациента доброй, приличной шуткой.

Отношения «медицинская сестра — родственники пациента»

В работе медсестры значительную роль отыгрывает умение построить этические отношения с близкими пациента. В этом поможет:

  • сдержанность, спокойствие и тактичность;
  • терпеливое и доброжелательное разъяснение корректности манипуляций, ограничения (в случае карантина и т.д.);
  • общение только в пределах профессиональной компетенции;
  • спокойные ответы на вопросы родственников, обучение правильному уходу за больным родственником;
  • не разговаривать при пациенте о проблемных ситуациях.

Отношения «медицинская сестра — другие медицинские работники»

Общаясь с врачами, согласно правилам медицинской этики, медсестре следует:

  • придерживаться уважительного отношения, обращаться вежливо;
  • не обсуждать действия и назначения врача при других медработниках;
  • доводить до сведения врача всю дополнительную информацию о пациенте, которая может помочь в диагностике;
  • сообщать врачу о всех переменах в состоянии пациента;
  • при появлении сомнений в процессе выполнения назначения врача тактически обсудить все нюансы в отсутствии больного.

Если же медработнику не удается наладить отношения с каким-либо конкретным пациентом по различным причинам (например, личная неприязнь) имеет смысл обсудить возможность закрепления этого пациента за другим медработником. Таким образом можно предупредить конфликт.

✅✅✅ Чи має право медсестра надати допомогу дитині без згоди батьків і лікаря

Общение в коллективе медсестер одного уровня функциональных обязанностей предполагает соблюдение таких правил медицинской этики:

  • избегание грубости и неуважительного отношения к коллегам;
  • замечания к работе коллеги следует высказывать аккуратно, тактично и в отсутствии пациентов;
  • опытным медсестрам следует передавать свои знания и навыки более молодым коллегам, тактично исправлять их некорректные действия;
  • в сложных ситуациях медсестры должны помогать друг другу и быть готовыми заменять друг друга.
Ольга Дубина головний редактор експертно-правової системи «Експертус Медзаклад»
Рекомендації з розробки плану дій з впровадження заходів з профілактики інфекцій та інфекційного контролю. Нормативна база і зразки річного та довгострокового планів

Принципы медицинской этики гласят, что в отношениях с подчиненными следует:

  • уважать друг друга;
  • тактично, ненавязчиво контролировать действия младшего медсестер;
  • не допускать грубости, фамильярности, тщеславия;
  • не высказывать замечания в присутствии других медработников, больных, посетителей больницы.

Как произвести хорошее впечатление при общении и добиться доверия в общении с пациентами:

  • при первой встрече узнайте имя собеседника, его же и используйте при обращении в беседе;
  • дайте собеседнику время подумать над вашим вопросом и дождитесь ответа на него;
  • ограничьте использование терминов, узкоспециализированных слов, изъясняйтесь просто;
  • не обсуждайте темы, не входящие в сферу вашей компетенции;
  • проявляйте уважение к собеседнику, не проявляйте мимикой и жестами свое недовольство;
  • не перебивайте и отвечайте на вопросы собеседника, тем самым поощряя его их задавать;
  • показывайте ваш искренний интерес к собеседнику и его словам.

Таким образом, соблюдение принципов медицинской этики в медицине повышает шансы на успешность терапевтических мероприятий, создает комфортные условия сосуществования медработников и пациентов и предупреждает возникновение большинства конфликтных ситуаций.

Робота за програмою медичних гарантій у 2025 році

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді