Медицинская этика: ситуационные задачи и практические советы

RU UA
Должностные инструкции врачей, младшего и среднего медперсонала требуют соблюдения принципов медицинской этики. Важно, чтобы медперсонал был ознакомлен с задачами медицинской этики и деонтологии, ориентировался в этических проблемах и знал, как действовать в разных ситуациях

Що змінилося в КК щодо «лікарської статті»


Чтобы уровень знаний работников об этих принципах был достойным, предлагаем провести с ними

беседу об основных этических проблемах

, которые возникают при осуществлении профессиональной деятельности, и обсудить, какие требования общения выдвигает профессиональная этика к медицинским работникам.

✎ Этический кодекс врача Украины содержит такие основополагающие понятия для медицины, как медицинская этика, мораль и деонтология. Что такое медицинская этика и медицинская деонтология?

Медицинская этика — это наука, изучающая нормы, принципы и методы оценки взаимодействия медработников пациентами и коллегами.

Деонтология — это раздел медицинской этики, состоящий из этических норм и принципов поведения медицинского работника при исполнении своих профессиональных обязанностей. Врачебная деонтология отождествляется с врачебной этикой.

✅✅✅

Этический кодекс медицинской сестры

Медицинская этика и деонтология: задачи

1. Изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на достижение максимальной эффективности лечения больных и профилактики заболеваний.

2. Анализ взаимоотношений между медиком, больным и его родственниками, а также между медицинскими работниками в коллективе.

3. Предотвращения неблагоприятных факторов в медицинской деятельности и устранение вредных последствий некачественной медицинской помощи.

NB! Этические принципы медицинских работников реализуются в плоскостях «врач — пациент» (его представители), а также «врач — коллеги».

Как не разгневать пациента: шпаргалка

Медицинская этика: практические советы и ситуационные задачи

Скачать

Медицинская этика: практические советы и ситуационные задачи
Юлія Миколаєцьадвокат, партнер Юридичної фірми «STATUS», Київ
У більшості кримінальних проваджень проти лікарів застосовують статтю 140 Кримінального кодексу України. Деякі слідчі та прокурори називають її «лікарською статтею». Йдеться про невиконання чи неналежне виконання медичним або фармацевтичним працівником своїх професійних обов’язків внаслідок недбалого чи несумлінного до них ставлення, якщо це спричинило тяжкі наслідки для хворого

Основные вопросы медицинской этики в повседневной деятельности медиков

Раздел 4 Стандартів акредитації закладів охорони здоров’я посвящен правам, обязанностям и безопасности пациентов заведений. Особое внимание в нем обращается на необходимость обучения медработников принципам этики и деонтологии, а также проведения мероприятий по предотвращению служебных злоупотреблений и сохранению конфиденциальной информации о пациенте. В УЗ с медперсоналом должны проводиться семинарские занятия по вопросам соблюдения этики и деонтологии.

Разглашение врачебной тайны в контексте медицинской этики

Медработники, которые узнали какую-либо информацию о лице, будь то личные данные, сведения о состоянии здоровья, или же сам факт обращения за медицинской помощью обязаны сохранять эту информацию в тайне. Она составляет содержание врачебной тайны и с этической и с юридической точки зрения.

Часто поведение медработников с пациентами и их родственниками регламентируют не только деонтологические и этические принципы, но законодательные нормы. Поэтому помимо порядочности, вежливости, умения поставить себя на место пациента, от медработника требуется еще и знание и соблюдение правовых норм.

Деонтологические ошибки при оказании первой доврачебной помощи

Кроме конфликтов с родственниками и самими пациентами, несоблюдение принципов деонтологии и медицинской этики может спровоцировать ошибки диагностические, тактические и технические. Деонтологические ошибки — наиболее частая причина жалоб родственников пациента в случае неблагоприятного исхода терапии. И именно из-за них медработника могут привлечь к ответственности.

✅✅✅ Аккредитация медицинских учреждений в Украине

Диалог с родственниками пациента на медицинской этике

Согласно медицинской этике, намеренное или ненамеренное игнорирование пожеланий и настояний родственников пациента со стороны медработника недопустимо. Из-за того, что в свободном доступе есть огромное количество сведений о заболевании, методах диагностики и лечения, часто не самых достоверных, пациенты могут самостоятельно применять лекарственные средства, которые лечащий врач не назначал. И это — очень частая причина конфликтов.

Работа в медучреждении требует от медработника исключительно профессионального и основанного на научных доказательствах подхода. Непозволительно рекомендовать какие-либо лечебно-диагностические мероприятия, не имеющие доказательной базы. В общении с родственниками пациента, особенно при объяснении им конкретных требований, следует проявлять твердую волю, необходимо разъяснить им, что их поведение может неблагоприятно отразиться на здоровье пациента, равно как и их бездеятельность и равнодушие.

Отсутствие эмоционального контакта с пациентом

Уже при первой встрече с пациентом, медработник должен наладить контакт с пациентом. Внимание и доброта важны в установлении доверительных отношений. Это доверие позволит более успешно и комфортно проводить диагностические и лечебные манипуляции, а пациенту вселит уверенность в успех лечения и эффективность лечебных мероприятий.

Важно! Следует помнить, что возраст, пол или социальный статус пациента не должны влиять на соблюдение по отношению к нему принципов медицинской этики.

Отказ пациента от необходимых манипуляций

Все диагностические и лечебные мероприятия по отношению к пациенту проводятся при условии его полной информированности. Если пациенту доходчиво объяснить, что он нуждается в конкретной процедуре и рассказать, почему сами собой нивелируются многие деонтологические трудности.

Если же пациент отказывается по определенным (например, религиозным или социальным) причинам от проведения исследования или терапевтической процедуры, медработник оказывается в трудном и неудобном положении. В такой ситуации пациенты, не понимая сути процедуры, считают ее агрессивной, опасной и часто прибегают к предъявлению собственных, нередко неправомерных, требований.

Очень важно терпеливо объяснить все риски медицинских манипуляций, а также уточнить, что этот риск значительно ниже, чем вероятность осложнений в случае непроведения этой процедуры.

Этика медицинской сестры

Соблюдение правил медицинской этики помогает пациенту чувствовать себя в надежных руках и сохранять хорошее расположение духа.

Профессиональная этика медработников предписывает правила поведения в таких направлениях:

  • медицинская сестра — пациент
  • медицинская сестра — родственники пациента
  • медицинская сестра — другие медицинские работники

Рассмотрим принципы медицинской этики медсестры по каждому из направлений.

Отношения «медицинская сестра — пациент»

Медсестра в общении спациентом должна придерживаться правил медицинской этики:

  • не выделять «любимчиков». Национальность, социальный статус, уровень физического или интеллектуального развития пациента не должны влиять на расположение медработника к нему
  • строить общение на вежливости и приветливости, не относится к пациентам по-панибратски и фамильярно, или же излишне официально
  • обращаться к пациенту предпочтительно по имени
  • непозволительно обсуждать с пациентом назначения врача, подрывать его авторитет, сообщать сведения о здоровье другого пациента
  • когда пациенту предстоит мучительная или неприятная процедура (инъекция, наложение повязки, обработка раны и т.д.) или же осмотру, медсестра должна поспособствовать снятию у пациента психо-эмоционалного напряжения, разъяснив цель данной процедуры, при этом учитывая особенности каждого пациента и уровень его понимания собственного состояния здоровья. Можно попробовать несколько отвлечь пациента доброй, приличной шуткой

Пацієнти завжди мають рацію?

Отношения «медицинская сестра — родственники пациента»

В работе медсестры значительную роль отыгрывает умение построить этические отношения с близкими пациента. В этом поможет:

  • сдержанность, спокойствие и тактичность
  • терпеливое и доброжелательное разъяснение корректности манипуляций, ограничения (в случае карантина и т.д.)
  • общение только в пределах профессиональной компетенции
  • спокойные ответы на вопросы родственников, обучение правильному уходу за больным родственником
  • не разговаривать при пациенте о проблемных ситуациях

Отношения «медицинская сестра — другие медицинские работники»

Общаясь с врачами, согласно правилам медицинской этики, медсестре следует:

  • придерживаться уважительного отношения, обращаться вежливо
  • не обсуждать действия и назначения врача при других медработниках
  • доводить до сведения врача всю дополнительную информацию о пациенте, которая может помочь в диагностике
  • сообщать врачу о всех переменах в состоянии пациента
  • при появлении сомнений в процессе выполнения назначения врача тактически обсудить все нюансы в отсутствии больного

Если же медработнику не удается наладить отношения с каким-либо конкретным пациентом по различным причинам (например, личная неприязнь) имеет смысл обсудить возможность закрепления этого пациента за другим медработником. Таким образом можно предупредить конфликт.

✅✅✅ Чи має право медсестра надати допомогу дитині без згоди батьків і лікаря

Общение в коллективе медсестер одного уровня функциональных обязанностей предполагает соблюдение таких правил медицинской этики:

  • избегание грубости и неуважительного отношения к коллегам
  • замечания к работе коллеги следует высказывать аккуратно, тактично и в отсутствии пациентов
  • опытным медсестрам следует передавать свои знания и навыки более молодым коллегам, тактично исправлять их некорректные действия
  • в сложных ситуациях медсестры должны помогать друг другу и быть готовыми заменять друг друга

Принципы медицинской этики гласят, что в отношениях с подчиненными следует:

  • уважать друг друга
  • тактично, ненавязчиво контролировать действия младшего медсестер
  • не допускать грубости, фамильярности, тщеславия
  • не высказывать замечания в присутствии других медработников, больных, посетителей больницы

Как произвести хорошее впечатление при общении и добиться доверия в общении с пациентами:

  • при первой встрече узнайте имя собеседника, его же и используйте при обращении в беседе.
  • дайте собеседнику время подумать над вашим вопросом и дождитесь ответа на него.
  • ограничьте использование терминов, узкоспециализированных слов, изъясняйтесь просто.
  • не обсуждайте темы, не входящие в сферу вашей компетенции
  • проявляйте уважение к собеседнику, не проявляйте мимикой и жестами свое недовольство.
  • не перебивайте и отвечайте на вопросы собеседника, тем самым поощряя его их задавать.
  • показывайте ваш искренний интерес к собеседнику и его словам.

Таким образом, соблюдение принципов медицинской этики в медицине повышает шансы на успешность терапевтических мероприятий, создает комфортные условия сосуществования медработников и пациентов и предупреждает возникновение большинства конфликтных ситуаций.

Медицинская этика: практические советы и ситуационные задачи
Олена Іщенкозаступник медичного директора Комунального закладу «Черкаський обласний онкологічний диспансер» Черкаської обласної ради
Навіть сумлінні працівники потребують, щоб їхню роботу постійно контролював вимогливий керівник. Щоб оцінювати об’єктивно, керуйтеся єдиними критеріями. У пригоді вам стануть оновлені критерії оцінювання якості роботи сестер медичних старших та молодших спеціалістів з медичною освітою



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді