Идентификация пациента: специфика отделений и алгоритм

От ошибок не застрахован никто. Но если медицинскую манипуляцию сделали не тому пациенту, которому ее назначил врач, это сигнал четче регламентировать процесс идентификации пациента. Разработайте внутренние правила идентификации, чтобы предупредить трагические ошибки персонала.

По  ошибкам медперсонала судят о качестве организационно-технологической системы медучреждения. Хорошая организация работы часто позволяет предотвратить фатальные ошибки. Это в первую очередь касается вопросов идентификации пациентов в ЛПУ. К сожалению, законодательного документа о внедрении процесса идентификации, приказа МЗ, например, не существует.  А это значит, очень важно разработать локальный алгоритм идентификации пациента.

Медработник должен правильно определить личность пациента перед проведением любой медицинской манипуляции. За допущенную по его вине и приведшую к отрицательному итогу ошибку идентификации его могут привлечь к ответственности по нескольким пунктам

Идентификация пациента: специфика отделений и алгоритмЧитайте: "Повышение квалификации медработников: новые условия"   

Система идентификации пациента отделениях ЛПУ

Следует указать, что единый алгоритм идентификации пациента можно разработать лишь с известной долей приблизительности. На ход процедуры влияет возраст пациент, уровень сознания.  Также стоит брать во внимание вид учреждения или его структурное подразделение.

Стационар

Чтобы идентифицировать пациента в стационаре, необходимо использовать по крайне мере 2 показателя — его ФИО и дату рождения.

Пациент в сознании должен указать их самостоятельно.

Для этого можно использовать и современные технологические достижения — поливинилхлоридные гибкие регулируемые по размеру браслеты, оснащенные:

  • атравматичным крючком;
  • фотографией пациента;
  • штрих-кодами;
  • радиочастотными системами.

Перед проведением процедуры в сознании медсестра (лаборант) должна побеседовать с пациентом, чтобы установить его личность и проверить правильность назначений, воспользовавшись утвержденными правилами.

Амбулатория

Вызывая из холла в кабинет определенного пациента, медработник может называть только имя и фамилию, не озвучивая другие данные пациента. Пациент, уже зайдя в кабинет, сам должен подтвердить свою личность. Необходимо удостовериться, что в кабинет зашел именно вызванный пациент, а не однофамилец или иное лицо. Для этого попросите вошедшего предоставить документ, удостоверяющий личность, или же назвать свои паспортные данные. Полученные сведения нужно сравнить с зафиксированными в меддокументации.

Реанимация

При поступлении в реанимационное отделение пациента с неустановленной личностью или в бессознательном состоянии точную идентификацию пациента произвести крайне трудно. Поэтому медработник должен провести временную контрольную идентификацию. Для этого нужно прикрепить к руке браслет  с номером истории болезни. Его необходимо использовать при составлении заявок на проведение диагностических обследований.

Идентификация пациента: специфика отделений и алгоритмЧитайте: "Отпуск медработников — сколько, на каких условиях"

Пациент комбустиологического профиля

В некоторых случаях, наручный идентификационный браслет нельзя прикрепить. Например, у пациентов с тяжелыми ожогами.  Поэтому его крепят к кровати пациента, и об этом вносят запись в медицинские документов.

При этом именная или номерная бирка на кровати пациента не может быть использована для полного подтверждения личности пациента.  

Все случаи, предусматривающие прикрепление идентификационной бирки к кровати, нужно четко регламентировать.

NB! Ни в коем нельзя:

  • осуществлять медицинские манипуляции пациенту, личность которого не подтверждена;
  • задавать вопросы по типу «Вы Петров?» вместо «Назовите, пожалуйста, Вашу фамилию, имя, отчество и дату рождения»;
  • производить идентификацию пациента по надписям на его кровати или на медоборудовании;
  • использовать для этой же цели номер палаты.

Важливе до теми:

Щодня медичні сестри збирають чимало інформації про стан здоров’я пацієнтів, ознайомлюються з попередніми діагнозами й історіями хронічних захворювань.

Що очікує на медичну сестру, яка порушить конфіденційність такої інформації?

Пациент в бессознательном состоянии

Если пациент спит, необходимо его разбудить и идентифицировать личность. Помощь в этом могут оказать находящаяся рядом медсестра или родственники пациента. Близкие пациенту люди могут огласить его паспортные данные, в свою очередь информация о человеке, который подтвердил личность пациента, должна быть зафиксирована в меддокументации.

Полученные о пациенте сведения необходимо сравнить с данными на заявке на проведение исследования на идентификационном браслете. В случае их несовпадения, обнаруживший его сотрудник должен сообщить об этом ответственному по смене.

Несовершеннолетние

Идентифицировать несовершеннолетних пациентов нужно так же, как и взрослых. Но, к сожалению, это не всегда возможно. Подтвердить личность ребенка может медсестра, родители, или люди, осуществляющие уход. Родственник должен указать имя ребенка, его адрес, дату рождения. Информация о человеке, который подтвердил личность пациента, должна быть зафиксирована в меддокументации и на наручном браслете.

Для идентификации личности пациента, не достигшего 18 лет, нельзя использовать сведения, полученные от его соседей по палате.

Разобравшись в частных случаях, рассмотрим обобщенный алгоритм идентификации пациента.

Идентификация пациента: специфика отделений и алгоритмЧитайте: "Доплаты медсестрам: условия начисления и примеры из практики"

Алгоритм идентификации личности пациента

ШАГ 1. Поздоровайтесь с пациентом.

ШАГ 2. Сообщите ему свое имя, отчество и занимаемую должность.

ШАГ 3. Попросите пациента разборчиво назвать свое ФИО, дату рождения и адрес.

ШАГ 4. Сравните полученную информацию с имеющейся в меддокументации.

ШАГ 5. Если во время идентификации пациента Вы обнаружили расхождения в данных, сообщите об этом ответственному по смене.



зміст

Як створити наглядову раду ЗОЗ: алгоритм дій від розробників постанови

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді