Бельевой режим стационара: основные принципы и обязанности персонала

RU UA
Читайте, как организовать бельевой режим в организациях здравоохранения, какой медицинский персонал должен в нем участвовать, а также каковы санитарно-гигиенические требования к сбору и транспортировке белья
Содержание статьи:
Смена белья в отделениях ЛПУ Обработка и транспортировка грязного белья Режимы стирки белья в больнице Выдача и транспортировка чистого белья

Як проводити знезараження речей хворих

Своевременная смена белья, ответственность за которую несут сестра-хозяйка и старшая медицинская сестра отделения, позволяет уменьшить риск послеоперационных осложнений, а также передачи ВБИ.

Бельевой режим в ЛПУ включает:

  • сбор
  • хранение
  • транспортировку
  • обеззараживание
  • стирку
  • ремонт
  • утилизацию текстильных изделий

Отвечает за качество проведения каждого этапа в отделении старшая медицинская сестра отделения. Она же несет ответственность и за ведение всей учетной документации, связанной с оборотом белья.

Вся процедура, связанная со сменой и стиркой белья, проходит в соответствии с приказом о бельевом режиме в ЛПУ, согласованном с территориальным подразделением санэпидслужбы. За выполнение этого приказа по медицинскому учреждению в целом отвечает его руководитель.

Смена белья в отделениях ЛПУ

Бельевой режим в отделении, правила сборки и транспортировки грязного белья определяют приказ Минздрава Украины «Про затвердження Інструкції зі збору, сортування, транспортування, зберігання, дезінфекції та прання білизни у закладах охорони здоров’я» від 30.04.2014 № 293, приказ Минздрава Украины «Про організацію профілактики внутрішньолікарняних інфекцій в акушерських стаціонарах» от 10.05.2007 № 234, Санитарные правила СанПиН 5179-90, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 29.06.1990.

Количество и тип белья, используемого в отделениях лечебно-профилактического учреждения, определяется табелем оснащения, утвержденным главным врачом медучреждения. Соответственно, с этим документом, отделения обеспечиваются:

  • постельным бельем
  • одеялами (байковыми)
  • полотенцами
  • подкладными пеленками, пеленками для новорожденных
  • нательным бельем (ночными рубашками, халатами, пижамами)
  • столовым и кухонным бельем
  • тканевыми мешками
  • текстильными принадлежностями для уборки

В операционных блоках, реанимационном отделении, послеоперационных палатах должно использоваться только одноразовое белье. В акушерских стационарах, где выполняют родоразрешение, белье, используемое для ухода за женщинами и младенцами, также должно быть одноразовым. Детям разрешено использовать памперсы. В лечебно-диагностических кабинетах белье также должно быть только одноразовым.

Бельевой режим стационара предусматривает регулярную смену белья не реже, чем один раз на протяжении недели. Частота смены белья в стационарных отделениях отличается в зависимости от профиля отделения. В то же время, белье, загрязненное биологическими выделениями больного, сменяют на чистое немедленно.

Бельевой режим в отделении

Отделение

Частота смены белья

Хирургическое

  • постельное и нательное белье меняют в обязательном порядке перед оперативным вмешательством. В дальнейшем белье меняют в зависимости от степени его загрязнения (не реже одного раза на протяжении недели) пока не прекратятся выделения из послеоперационной раны

Реанимационное

  • белье меняют ежедневно в зависимости от степени его загрязнения

Родильное

  • постельное белье меняют каждые три дня
  • индивидуальное нательное и полотенца — ежедневно
  • гигиенические подкладные салфетки (пеленки) — по необходимости, однако, не реже четырех раз на протяжении суток в первые трое суток и не реже двух раз в сутки в дальнейшем
  • пеленки, которые используют при кормлении новорожденных, меняют перед каждым кормлением ребенка

Бельевым режимом в ЛПУ предусмотрена влажная уборка в палате после каждой смены белья. Дезсредства подбирают из категории тех, что разрешены к использованию в помещениях, в которых находятся больные. Свою одежду, в которой медицинский работник сдавал грязное белье, он также отдает в стирку. Перчатки, респираторы и обувь необходимо сразу же обработать дезсредством, руки — вымыть с мылом и продезинфицировать.

Обработка и транспортировка грязного белья

В отделении разрешено только собирать грязное белье, кратковременно его хранить и транспортировать к месту стирки. Собирать грязное белье необходимо плавными движениями, ни в коем случае нельзя его вытряхивать и бросать на пол.

Для повышения эффективности стирки, белье сортируют в зависимости от:

  • загрязнения
  • цвета
  • ассортимента
  • вида, необходимой для белья обработки
  • степени его изнашивания
  • вида волокон

Из палат все белье доставляют в санитарную комнату, где и производят его сортировку и кратковременное хранение (не дольше 12 часов). Бельевой режим в ЛПУ предполагает сортировку и упаковывание белья в мешки по 10 кг каждый. В случае, если белье загрязнено биологическими жидкостями больного, его обезвреживают здесь же. Затем все белье упаковывают в водонепроницаемые мешки и уже в них транспортируют к месту стирки. Внешнюю сторону мешков обрабатывают дезсредством.

✅✅✅ Як кваліфікаційна категорія медичних працівників визначає розмір посадового окладу?

Собирает и доставляет грязное белье из палат к месту обработки специально выделенный для этого персонал. Медицинские работники, которые непосредственно контактируют с больными (выполняют лечебные и диагностические манипуляции, ухаживают за больными), не должны принимать в этом участия.

Для сбора грязного белья в лечебном учреждении выделяют отдельную тару (как правило, баки) с нанесенной маркировкой. Баки изнутри выстилают мешками из плотной ткани либо клеенкой из полипропилена. Крышка бака, для удобства пользования, должна подниматься с помощью педального приспособления.

Санитарными нормами прописаны определенные требования к помещениям и механизмам, контактирующим с грязным бельем.

Требования к помещениям и механизмам, контактирующим с грязным бельем

Название механизма или помещения

Санитарные требования

Тележки (транспортные средства) для транспортировки грязного белья

должны быть специально промаркированными

подвергаются дезинфекции после выгрузки белья. Для этого персонал обеспечивают гидропультами, емкостями для приготовления дезрастворов, дезсредствами в достаточном количестве

автотранспорт обрабатывают на специальных санитарных площадках с твердым покрытием. Сточные воды отсюда не должны попадать напрямую в центральную городскую канализацию либо землю. Для их обезвреживания оборудуют специальные ямы-отстойники

Санитарная комната для грязного белья

должна быть оборудованной отдельным входом, вытяжной вентиляцией, бактерицидной лампой, раковиной для мытья рук, закрытыми баками, стеллажами. В обязательном порядке в санитарной комнате отводят место для хранения защитной одежды для медперсонала (халат, тапочки, маски, фартуки, резиновые перчатки), инвентаря для уборки комнаты (ведра, тряпки, швабры), мылом и дезсредствами

Прачечная

должна быть единая централизованная прачечная для медицинского учреждения. Возможна стирка белья в городских коммунальных прачечных. В этом случае прачечная должна запустить специальную технологическую линию, что позволит избежать контакта белья от пациентов медицинской клиники с любым другим бельем

Бельевой режим в организациях здравоохранения предполагает, что персонал медучреждения, контактирующий с грязным бельем, подвержен опасности инфицирования болезнетворными агентами, находящимися на его поверхности и между текстильными волокнами. Во избежание этого его обеспечивают специальной защитной одеждой и индивидуальными средствами защиты:

  • халатом
  • шапочкой или косынкой
  • защитной маской
  • обувью
  • респиратором
  • резиновыми перчатками

Все собранное грязное белье укладывают в специально промаркированные мешки или клеенки в которых его доставляют в санитарные комнаты отделения либо центральную бельевую комнату для грязного белья больницы. Все процессы, связанные с транспортировкой и разгрузкой грязного белья, стараются максимально механизировать. Поэтому руководство медицинского учреждения обеспечивает структурные подразделения специальными тележками для транспортировки грязного белья.

Режимы стирки белья в больнице

Стирка белья с обычными загрязнениями

Бельевой режим в ЛПУ: основные принципы и обязанности персонала

Стирка цветного белья с обычными загрязнениями

Бельевой режим в ЛПУ: основные принципы и обязанности персонала

Розслідування професійних захворювань ► ТЕСТ

Стирка белья со специфическими загрязнениями

Бельевой режим в ЛПУ: основные принципы и обязанности персонала

Выдача и транспортировка чистого белья

Соответственно с бельевым режимом ЛПУ, ответственна за хранение и выдачу чистого белья в отделении стационара сестра-хозяйка отделения. Она является материально ответственным лицом, в обязанности которого входит:

  • пересчитать белье во время получения его в прачечной и проверить соответствие его количества цифрам, заявленным в накладной
  • обеспечить правильную его транспортировку в отделение
  • обеспечить правильное хранение белья в отделении
  • мониторить наличие чистого белья и своевременно его выдавать при необходимости

      Получает сестра-хозяйка чистое белье на основании накладной, полученной при сдаче грязного белья в стирку. Выдача белья для отделения осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным главным врачом медицинского учреждения.

      Чтобы процесс получения и транспортировки белья к отделению соответствовал всем санитарным нормам, ответственное лицо проводит определенную подготовку:

      • проверяет наличие транспорта (тележек), специально приспособленного под перевозку белья
      • предварительно обрабатывает дезсредством весь транспорт (тележки)
      • готовит специальные мешки по 10 кг, в которых будет перевозиться белье от прачечной к месту его хранения в отделении
      • проверяет наличие наволочек (простыней), в которых белье будет храниться в отделении (по 30—50 штук в одном)
      • проводит уборку и дезинфекцию помещения, стеллажей (полок), шкафов, отведенных для размещения чистого белья

          Соответственно с бельевым режимом в ЛПУ чистое белье сестра-хозяйка разбирает, пересчитывает и укладывает на стеллажи только после тщательной обработки рук в специальном чистом халате и защитной маске.

          Атестація медичних працівників — 2025

          Останні новини

          Усі новини

          Гарячі запитання

          Усі питання і відповіді