Як проводити знезараження речей хворих
Своевременная смена белья, ответственность за которую несут сестра-хозяйка и старшая медицинская сестра отделения, позволяет уменьшить риск послеоперационных осложнений, а также передачи ВБИ.
Бельевой режим в ЛПУ включает:
- сбор
- хранение
- транспортировку
- обеззараживание
- стирку
- ремонт
- утилизацию текстильных изделий
Отвечает за качество проведения каждого этапа в отделении старшая медицинская сестра отделения. Она же несет ответственность и за ведение всей учетной документации, связанной с оборотом белья.
Вся процедура, связанная со сменой и стиркой белья, проходит в соответствии с приказом о бельевом режиме в ЛПУ, согласованном с территориальным подразделением санэпидслужбы. За выполнение этого приказа по медицинскому учреждению в целом отвечает его руководитель.
Смена белья в отделениях ЛПУ
Бельевой режим в отделении, правила сборки и транспортировки грязного белья определяют приказ Минздрава Украины «Про затвердження Інструкції зі збору, сортування, транспортування, зберігання, дезінфекції та прання білизни у закладах охорони здоров’я» від 30.04.2014 № 293, приказ Минздрава Украины «Про організацію профілактики внутрішньолікарняних інфекцій в акушерських стаціонарах» от 10.05.2007 № 234, Санитарные правила СанПиН 5179-90, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 29.06.1990.
Количество и тип белья, используемого в отделениях лечебно-профилактического учреждения, определяется табелем оснащения, утвержденным главным врачом медучреждения. Соответственно, с этим документом, отделения обеспечиваются:
- постельным бельем
- одеялами (байковыми)
- полотенцами
- подкладными пеленками, пеленками для новорожденных
- нательным бельем (ночными рубашками, халатами, пижамами)
- столовым и кухонным бельем
- тканевыми мешками
- текстильными принадлежностями для уборки
В операционных блоках, реанимационном отделении, послеоперационных палатах должно использоваться только одноразовое белье. В акушерских стационарах, где выполняют родоразрешение, белье, используемое для ухода за женщинами и младенцами, также должно быть одноразовым. Детям разрешено использовать памперсы. В лечебно-диагностических кабинетах белье также должно быть только одноразовым.
Бельевой режим стационара предусматривает регулярную смену белья не реже, чем один раз на протяжении недели. Частота смены белья в стационарных отделениях отличается в зависимости от профиля отделения. В то же время, белье, загрязненное биологическими выделениями больного, сменяют на чистое немедленно.
Бельевой режим в отделении
Отделение | Частота смены белья |
| |
Реанимационное |
|
Родильное |
|
Бельевым режимом в ЛПУ предусмотрена влажная уборка в палате после каждой смены белья. Дезсредства подбирают из категории тех, что разрешены к использованию в помещениях, в которых находятся больные. Свою одежду, в которой медицинский работник сдавал грязное белье, он также отдает в стирку. Перчатки, респираторы и обувь необходимо сразу же обработать дезсредством, руки — вымыть с мылом и продезинфицировать.
Обработка и транспортировка грязного белья
В отделении разрешено только собирать грязное белье, кратковременно его хранить и транспортировать к месту стирки. Собирать грязное белье необходимо плавными движениями, ни в коем случае нельзя его вытряхивать и бросать на пол.
Для повышения эффективности стирки, белье сортируют в зависимости от:
- загрязнения
- цвета
- ассортимента
- вида, необходимой для белья обработки
- степени его изнашивания
- вида волокон
Из палат все белье доставляют в санитарную комнату, где и производят его сортировку и кратковременное хранение (не дольше 12 часов). Бельевой режим в ЛПУ предполагает сортировку и упаковывание белья в мешки по 10 кг каждый. В случае, если белье загрязнено биологическими жидкостями больного, его обезвреживают здесь же. Затем все белье упаковывают в водонепроницаемые мешки и уже в них транспортируют к месту стирки. Внешнюю сторону мешков обрабатывают дезсредством.
✅✅✅ Як кваліфікаційна категорія медичних працівників визначає розмір посадового окладу?
Собирает и доставляет грязное белье из палат к месту обработки специально выделенный для этого персонал. Медицинские работники, которые непосредственно контактируют с больными (выполняют лечебные и диагностические манипуляции, ухаживают за больными), не должны принимать в этом участия.
Для сбора грязного белья в лечебном учреждении выделяют отдельную тару (как правило, баки) с нанесенной маркировкой. Баки изнутри выстилают мешками из плотной ткани либо клеенкой из полипропилена. Крышка бака, для удобства пользования, должна подниматься с помощью педального приспособления.
Санитарными нормами прописаны определенные требования к помещениям и механизмам, контактирующим с грязным бельем.
Требования к помещениям и механизмам, контактирующим с грязным бельем
Название механизма или помещения | Санитарные требования |
Тележки (транспортные средства) для транспортировки грязного белья | должны быть специально промаркированными |
подвергаются дезинфекции после выгрузки белья. Для этого персонал обеспечивают гидропультами, емкостями для приготовления дезрастворов, дезсредствами в достаточном количестве | |
автотранспорт обрабатывают на специальных санитарных площадках с твердым покрытием. Сточные воды отсюда не должны попадать напрямую в центральную городскую канализацию либо землю. Для их обезвреживания оборудуют специальные ямы-отстойники | |
Санитарная комната для грязного белья | должна быть оборудованной отдельным входом, вытяжной вентиляцией, бактерицидной лампой, раковиной для мытья рук, закрытыми баками, стеллажами. В обязательном порядке в санитарной комнате отводят место для хранения защитной одежды для медперсонала (халат, тапочки, маски, фартуки, резиновые перчатки), инвентаря для уборки комнаты (ведра, тряпки, швабры), мылом и дезсредствами |
Прачечная | должна быть единая централизованная прачечная для медицинского учреждения. Возможна стирка белья в городских коммунальных прачечных. В этом случае прачечная должна запустить специальную технологическую линию, что позволит избежать контакта белья от пациентов медицинской клиники с любым другим бельем |
Бельевой режим в организациях здравоохранения предполагает, что персонал медучреждения, контактирующий с грязным бельем, подвержен опасности инфицирования болезнетворными агентами, находящимися на его поверхности и между текстильными волокнами. Во избежание этого его обеспечивают специальной защитной одеждой и индивидуальными средствами защиты:
- халатом
- шапочкой или косынкой
- защитной маской
- обувью
- респиратором
- резиновыми перчатками
Все собранное грязное белье укладывают в специально промаркированные мешки или клеенки в которых его доставляют в санитарные комнаты отделения либо центральную бельевую комнату для грязного белья больницы. Все процессы, связанные с транспортировкой и разгрузкой грязного белья, стараются максимально механизировать. Поэтому руководство медицинского учреждения обеспечивает структурные подразделения специальными тележками для транспортировки грязного белья.
Режимы стирки белья в больнице
Стирка белья с обычными загрязнениями
Стирка цветного белья с обычными загрязнениями
Розслідування професійних захворювань ► ТЕСТ
Стирка белья со специфическими загрязнениями
Выдача и транспортировка чистого белья
Соответственно с бельевым режимом ЛПУ, ответственна за хранение и выдачу чистого белья в отделении стационара сестра-хозяйка отделения. Она является материально ответственным лицом, в обязанности которого входит:
- пересчитать белье во время получения его в прачечной и проверить соответствие его количества цифрам, заявленным в накладной
- обеспечить правильную его транспортировку в отделение
- обеспечить правильное хранение белья в отделении
- мониторить наличие чистого белья и своевременно его выдавать при необходимости
Получает сестра-хозяйка чистое белье на основании накладной, полученной при сдаче грязного белья в стирку. Выдача белья для отделения осуществляется в соответствии с графиком, утвержденным главным врачом медицинского учреждения.
Чтобы процесс получения и транспортировки белья к отделению соответствовал всем санитарным нормам, ответственное лицо проводит определенную подготовку:
- проверяет наличие транспорта (тележек), специально приспособленного под перевозку белья
- предварительно обрабатывает дезсредством весь транспорт (тележки)
- готовит специальные мешки по 10 кг, в которых будет перевозиться белье от прачечной к месту его хранения в отделении
- проверяет наличие наволочек (простыней), в которых белье будет храниться в отделении (по 30—50 штук в одном)
- проводит уборку и дезинфекцию помещения, стеллажей (полок), шкафов, отведенных для размещения чистого белья
Соответственно с бельевым режимом в ЛПУ чистое белье сестра-хозяйка разбирает, пересчитывает и укладывает на стеллажи только после тщательной обработки рук в специальном чистом халате и защитной маске.