Инструкция по охране труда младшей медицинской сестры разрабатывают согласно Типовому положению о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда и Положению о разработке инструкций по охране труда.
Согласно инструкции младшая медсестра проходит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте – перед тем, как приступить к выполнению профессиональных обязанностей, а затем – каждые полгода (повторный). Его результаты заносятся в Журнал регистрации инструктажей по вопросам охраны труда на рабочем месте.
Читайте: "Контроль качества медицинской помощи и повышение эффективности"
Неблагоприятные факторы в работе санитарок
Согласно инструкции по охране труда младших медицинских сестер, при зачислении в штат сотрудника знакомят с условиями труда и сообщают о наличии вредностей в рабочей среде. Факт ознакомления младшая медсестра подтверждает своей подписью. К неблагоприятным факторам рабочей среды относятся:
- недостаточное освещение рабочего места;
- повышенная подвижность воздуха;
- неисправность рабочего инвентаря, используемого для уборки;
- опасные составляющие мусора, медицинских отходов;
- захламленность рабочей зоны;
- наличие незащищенных токопроводящих частей электрооборудования;
- высокая или слишком низкая температура воздуха;
- высокая или слишком низкая влажность воздуха рабочей зоны;
- токсическое и раздражающее действие химических веществ, используемых для дезинфекции служебных помещений.
Требования охраны труда медсестры
К самостоятельной работе младшей медицинской сестрой (санитаркой) допускается лицо, прошедшее:
- предварительный медосмотр для определения наличия физиологических резервов организма, необходимых для осуществления трудовой деятельности в рамках этой профессии;
- инструктажи по охране труда и электробезопасности, а также те лица, которые имеют первую квалификационную группу по электробезопасности.
Читайте: "Калькуляция медицинских услуг"
Обязанности младшей медицинской сестры в контексте охраны труда
Младшая медсестра-санитарка обязана:
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- выполнять лишь порученную администрацией и в отношении которой был проведен инструктаж работу;
- работать на определенном руководителем рабочем месте;
- не выполнять указаний, противоречащие требованиям охраны труда;
- при осуществлении профессиональных обязанностей быть внимательной, не заниматься посторонними делами и не отвлекать внимание других работников;
- соблюдать правила санитарно-противоэпидемического режима;
- соблюдать правила асептики (выполнение профилактических мероприятий) и антисептики;
- знать места складирования мусора и медицинских отходов;
- пользоваться исправным рабочим инвентарем;
- не открывать электрошкафы, не касаться незащищенных токопроводящих частей электрооборудования, электропроводов;
- не загромождать служебные и бытовые помещения;
- пользоваться спецодеждой;
- уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от несчастных случаев.
Читайте: "Инфекционный контроль в ЛПУ: комиссия, хирургические стационары, тубдиспансеры"
Безопасность и организация охраны труда медсестры
- Для дезинфекции служебных помещений следует использовать дезинфицирующий раствор, который имеет соответствующе положительное санитарное заключение Минздрава Украины.
- Рабочий инвентарь (ведра, швабры, веники, щетки, совки, пылесосы) и расходный материал для уборки (тряпки, мешки для мусора и т.д.) нужно хранить в отдельном помещении.
- Выполняя любые работы или пребывая на территории учреждения здравоохранения, санитарка обязана заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье других людей.
- Санитарка должна быть обеспечена спецодеждой и средствами индивидуальной защиты согласно коллективному договору, и отраслевым нормативам: халат хлопчатобумажный, косынка, резиновые перчатки.
- Обувь должна быть удобной, без высоких каблуков, на нескользкой подошве, иметь задники. Обувь в виде шлепанцев запрещена.
- При необходимости выхода на территорию учреждения (например, для выноса мусора) необходимо переобуться в соответствии со временем года.
- В соответствии с инструкцией по охране труда младшей медицинской сестры крайне важно помнить о запрете нахождения на рабочем месте в состоянии наркотического или токсического опьянения.
- Запрещается поднимать груз, вес которого превышает установленные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами:
- подъема и перемещения тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) – 10 кг;
- подъема и перемещения тяжестей постоянно в течение рабочей смены - 7 кг.
Суммарная масса груза, перемещаемого в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать:
- с рабочей поверхности - 350 кг;
- с пола - 175 кг.
Мужчинам допускается самостоятельно переносить груз, вес которого не превышает 30 кг.
- Для организации охраны труда младшей медицинской сестры важно соблюдение ею правил пожарной безопасности. Запрещено также хранить в помещениях учреждения здравоохранения легковоспламеняющиеся материалы, необходимо уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.