Инвентаризация лекарственных средств и медицинских изделий в КНП

RU UA
Автор
Експертна редакція порталу
Узнайте порядок проведения инвентаризации лекарственных средств и медицинских изделий в КНП. Кто проводит? Что и как инвентаризировать? Как оформлять результаты инвентаризации медикаментов?
Содержание статьи:
Подготовка к инвентаризации Порядок инвентаризации лекарств и медицинских изделий Какие документы оформить по результатам инвентаризации Как проверить материалы инвентаризации
 

 

 

Чтобы правильно отразить в бухучете и финотчетности медучреждения информацию о запасах лекарственных средств и медицинских изделий (далее — средства, изделия), проводят инвентаризацию. При этом руководствуются нормативными документами:

  • Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.2014 № 879
  • Методическими рекомендациями по ведению учета лекарственных средств и медицинских изделий в учреждениях здравоохранения, утвержденными приказом Минздрава от 09.09.2014 № 635, в редакции приказа Минздрава от 02.01.2019 № 15

 

Економічний аналіз діяльності закладу охорони здоров’я

Ответственный за инвентаризацию руководитель КНП. Приказом о проведении инвентаризации руководитель:

  • создает инвентаризационную комиссию
  • назначает ее председателя и членов
  • определяет объем и сроки инвентаризации

NB!  Если инвентаризация обязательна, то ее сроки и объем определяет законодательство, а не руководитель.

Состав инвентаризационной/рабочих комиссий:

  • руководители заведения
  • работники бухгалтерии
  • специалисты, знающие объекты инвентаризации

Материально ответственные лица (МОЛ) не имеют права инвентаризировать запасы, находящиеся у них на ответственном хранении (п. 2.4 разд. II Положения № 879).

 

Этапы инвентаризации:

  1. Подготовка
  2. Проверка наличия и состояния средств и изделий
  3. Проверка и оформление результатов

 

✅✅✅ СОП «Порядок приема, хранения, отпуска, списания использованных лекарственных средств и медицинских изделий»

 

Подготовка к инвентаризации

К инвентаризации готовятся бухгалтерия и МОЛ.

Бухгалтерия обрабатывает документы по движению средств и изделий и определяет их остатки, учитывая МОЛ и места хранения.

МОЛ размещают средства и изделия в местах хранения в удобном для инвентаризации порядке — по наименованиям, видам и т. п. 

NB! Средства и изделия, приобретенные за свой счет, отделяйте от приобретенных за счет бюджета по определенной программе или полученных от благотворителей.

 

Инвентаризация лекарств и медизделий в КНП

Как изъять из оборота лекарственные средства

Порядок инвентаризации лекарств и медицинских изделий

Инвентаризация должна охватывать все средства и изделия, независимо от местонахождения.

Инвентаризационная комиссия обязана работать полным составом и в присутствии МОЛ. Во время инвентаризации комиссия:

  • определяет фактическое наличие средств и изделий — делает подсчеты, взвешивает или измеряет отдельно по каждому МОЛ в разрезе субсчетов
  • обнаруживает излишки и недостачи средств и изделий, сопоставляя фактическое наличие с данными бухучета
  • находит испорченные и просроченные средства и изделия, которые нужно изъять из обращения — проверяет документы, а именно наличие:
    • приказов о назначении МОЛ
    • письменных договоров с МОЛ о полной индивидуальной материальной ответственности
    • подписей МОЛ в подтверждающих документах о получении средств и изделий

Результаты инвентаризации комиссия фиксирует в инвентаризационных описях.

Инвентаризация определенных групп лекарственных средств и медицинских изделий

Лекарственные средства и медицинские изделия

Особенности инвентаризации

Средства и изделия, которых еще нет в учреждении: 

  • находящихся «в пути» или на складах других учреждений — на ответственном хранении, в комиссии, в переработке
  • отгруженные покупателям и не оплаченные в срок

Комиссия должна проверить обоснованность сумм на счетах бухучета. Признавайте эти суммы, если их подтверждают надлежащим образом оформленные: 

  • счета поставщиков
  • копии платежных требований (счетов-фактур), которые предъявлены покупателям
  • охранные расписки, переоформлены на дату инвентаризации или близкую к ней

Информацию о средствах и изделиях вне медучреждения заносите в отдельные описи. Не заполняйте эти описи со слов МОЛ или на основании данных учета без проверки

Спецодежда и постель, которые заведение передало в стирку или на ремонт

Инвентаризуйте на основании документов поставщика услуг

Тара

Информацию о таре укажите в описи по видам, назначению и качественным показателям: 

  • новая
  • была в употреблении, то есть оприходована после использования лекарственных средств
  • следует вернуть поставщику
  • испорчена и т. д.

О непригодной таре составьте акт списания, где укажите причины порчи

Непригодные или испорченные средства и изделия

Фиксируйте в отдельном описании. Описи составляйте по форме: 

  • наименование испорченного средства/изделия
  • количество
  • причины, степень и характер повреждений
  • предложения по обесценению, списание или использования в хозяйственных целях

Незавершенные научно-исследовательские работы

Инвентаризируйте по темам/договорам медицинских исследований. Комиссия должна установить: 

  • наличие договора с заказчиком
  • правильность отражения фактических расходов по теме и наличие неиспользованных материальных ценностей
  • причины значительного или необоснованного отклонения фактических затрат от сметной стоимости
  • учет затрат по законченным и оплаченным заказчиком работами

Как подготовиться к проверке оборота лекарственных средств 

Какие документы оформить по результатам инвентаризации

Результаты инвентаризации должны быть задокументированы.  Для этого, можете использовать типичные формы, утвержденные приказом Минфина от 17.06.2015 № 572. А можете взять в работу и формы первичной учетной документации, утвержденные для предприятий и организаций постановлением Госкомстата СССР от 28.12.1989 № 241.

NB! Постановление № 241 в Украине действует (письмо Госкомстата Украины от 30.01.2003 № 03-04-05/18).

В заведении должны быть оформлены:

  • инвентаризационные описи
  • акты расчетов и измерений
  • акты инвентаризации
  • сверочные сведения
  • протоколы

✅✅✅ Семинары и вебинары для медиков

Как проверить материалы инвентаризации

После инвентаризации комиссия передает бухгалтерии утвержденный протокол инвентаризации; инвентаризационные описи (акты инвентаризации) за подписью председателя, членов инвентаризационной комиссии и МОЛ; приложения к описям и объяснения ответственных лиц по недостачам и излишкам.

Бухгалтерия:

  • проверяет оформление документов инвентаризации
  • подсчитывает стоимость средств и изделий в соответствии с их фактическим наличием
  • вносит сведения о количестве, цене и стоимости средств и изделий, которые отражены в учете
  • заключает показатели по всем графам каждой инвентаризационной описи
  • сравнивает фактическое наличие с данными бухгалтерского учета по всем наименованиям средств и изделий

Если обнаружите неправильно оформленные материалы инвентаризации, верните их инвентаризационной комиссии для доработки.

Результаты инвентаризации из протокола бухгалтерия отражает в учете и финансовой отчетности того отчетного периода, когда завершили инвентаризацию.

Робота за програмою медичних гарантій у 2025 році

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді