Годовая инвентаризация в медучреждении
Нові правила оформлення документів
Инвентаризация — это процедура, проводимая с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности учреждения. Во время инвентаризации устанавливают фактическое наличие, количество, качественное состояние, интенсивность использования, объем ресурсного обеспечения учреждения здравоохранения.
Общие принципы проведения инвентаризации, а также правила документального оформления ее результатов регламентирует Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.
Ответственный за проведение инвентаризации в медучреждении — его руководитель. Именно он создает все необходимые условия для проведения инвентаризации. Для этого отдельным приказом или в распорядительном документе об учетной политике заведения руководитель определяет объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации.
Инвентаризазия медикаментов в КНП
Годовая инвентаризация — обязательная или нет
Годовая инвентаризация обязательна. Ее проведение — это условие перед составлением годовой финотчетности.
NB! Обязательная ежегодная инвентаризация нужна также и в других случаях, перечисленных в пункте 12 Порядка представления финансовой отчетности (постановление КМУ от 28.02.2000 № 419). В случае смены материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел), установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей, ликвидации предприятия и тому подобное.
Требовать провести инвентаризацию также может и ГНС при проверках. Инспекторы имеют право присутствовать при инвентаризации.
Зачем проводить инвентаризацию в медучреждении
Цель инвентаризации — обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и финотчетности заведения. Во время инвентаризации активов и обязательств документально подтверждают и проверяют их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценки.
Инвентаризация позволяет выявить:
- фактическое наличие активов
- излишки и недостачи
- активы, утратившие потребительские свойства
- неиспользованные суммы обеспечений
Годовая инвентаризация: сроки и периодичность
Инвентаризацию следует провести в течение трех месяцев до даты расчета годового баланса, то есть с 1 октября по 31 декабря 2021 года включительно. Некоторые активы и обязательства инвентаризуют в течение всего двух месяцев перед отчетностью, в частности денежные средства и расчеты с бюджетом (п. 10 раздела I Положения № 879).
Земельные участки, недвижимость инвентаризуют ежегодно с 1 октября по 31 декабря или раз в три года.
Инструменты, приспособления и инвентарь в полном объеме можно инвентаризировать раз в три года, а ежегодно — выборочно не менее 30% всех объектов (п. 10 разд. I Положения об инвентаризации).
✅✅✅ Финансовый план КНП: как составитьЧто инвентаризировать в медицинском учреждении
Сначала инвентаризируют все виды обязательств и все активы независимо от того, где они находятся. Проверьте предметы, переданные в аренду, те, что находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве.
Далее инвентаризируют активы и обязательства, которые учитываются на внебалансовых счетах.
Объекты и сроки годовой инвентаризации: чек-лист
Активы | Обязанности |
С 1 октября по 31 декабря | |
Дебиторская задолженность | Кредиторская задолженность |
Необоротные активы, за исключением незавершенных капитальных инвестиций | Доходы будущих периодов |
Запасы, за исключением незавершенного производства и полуфабрикатов | Обязательства, кроме неиспользованных обеспечения, расчетов с бюджетом по налогам и сборам, расчетов по ЕСВ |
Текущие биологические активы | |
Расходы будущих периодов | |
С 1 ноября по 31 декабря | |
Незавершенные капитальные инвестиции | Целевое финансирование |
Незавершенное производство | Расчеты по ЕСВ |
Полуфабрикаты | Расчеты с бюджетом |
Финансовые инвестиции | Обязательства в части неиспользованных обеспечений |
Средства |
Проведение инвентаризации: алгоритм
Приказ о создании инвентаризационной комиссии
Для проведения инвентаризации руководитель медучреждения приказом создает инвентаризационную комиссию. Информацию о составе этой комиссии и ее обязанности предоставляет пункт 1 раздела II Положения № 879. В инвентаризационную комиссию следует включить:
- представителей аппарата управления заведения
- работников бухгалтерской службы
- опытных работников заведения, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет
Возглавляет созданную инвентаризационную комиссию руководитель (его заместитель) или руководитель структурного подразделения, уполномоченный руководителем. Его замену, например в случае увольнения, оформляют отдельным приказом.
Если из-за большого объема работ одна комиссия не может обеспечить проведение инвентаризации, создают рабочие инвентаризационные комиссии для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства.
Обязанности рабочих инвентаризационных комиссий:
- провести инвентаризацию активов в местах хранения и производства
- определить результаты инвентаризации и разработать предложения по зачету недостач и излишков вследствие пересортицы, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли — вместе с бухгалтерией
Добавим, что инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) проводит инвентаризацию в соответствии с приказом о проведении ежегодной или внеплановой инвентаризации в полном составе и в присутствии материально ответственного лица.
Із 01.09.2021 оформлюйте документи за ДСТУ 4163:2020. Стандарт поширюється на організаційно-розпорядчі документи незалежно від носія інформації
Оформление результатов инвентаризации
Результат инвентаризации заносят в инвентаризационные описания и акты инвентаризации.
Инвентаризационные описания, акты инвентаризации, сверочные сведения оформляются в соответствии с требованиями Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.1995 № 88. Поэтому предприятия, разрабатывая инвентаризационные документы, могут взять за основу:
- формы, предусмотренные постановлением Госкомстата СССР от 28.12.1989 № 241
- бюджетные инвентаризационные документы, утвержденные приказом Минфина от 17.06.2015 № 572
NB! Помните, что инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности (форма № НА—4) утверждена приказом Минфина от 22.11.2004 № 732.
Проверка актов инвентаризации в бухгалтерской службе
Инвентаризационные описи (акты инвентаризации), подписанные всеми членами комиссии, сдают в бухгалтерскую службу.
Бухгалтерская служба составляет сверочные сведения, в которых отражает выявленные расхождения между данными бухгалтерского учета и данными актов инвентаризации.
Оформление результатов
Выводы по выявленным разногласиям инвентаризационная комиссия отражает в протоколе. В течение пяти дней после завершения инвентаризации протокол инвентаризационной комиссии утверждает руководитель предприятия.
Результаты инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация.
Штрафы за непроведенную инвентаризацию
Если же инвентаризация прошла несвоевременно или некачественно, ответственное лицо оштрафуют. Размер штрафа (ст. 164-2 Кодекса Украины об административных нарушениях):
- за первое нарушение — 8—15 нмдг (136—255 грн)
- если уже имели такое взыскание в течение года — 10—20 нмдг (170—340 грн)
Итак, инвентаризацию лучше провести до того, как начнете оформлять финансовую отчетность за год.