С Выпуска 78 «Здравоохранение» Довідника кваліфікаційних характеристик працівників, утвержденного приказом Минздрава от 29.03.2002 № 117 (СКХП Выпуск 78), Минздрав исключил квалификационные характеристики должностей главного врача и заместителя главного врача по медсестринству. Зато добавил должность медицинского директора и новые квалификационные характеристики генерального директора (директора)/начальника (заведующего) учреждения, его заместителей и заведующих структурных подразделений.
Изменения в СКХП Выпуска 78 Минздрав внес приказом от 31.10.2018 № 1977 (Приказ № 1977). Рассмотрим самые распространенные вопросы, которые вызвал этот документ.
Объявление и проведение конкурса на должность директора медучреждения
Порядок заключения контракта с руководителем учреждения здравоохранения, а также отдельные типичные формы контрактов утверждает постановление КМУ от 21.08.2019 № 792.
✎ Одно из оснований прекращения действия контракта — окончание срока действия контракта.
Главврачи должны продолжать выполнять свои обязанности до проведения новых конкурсов (п. 2 Приказа № 1977).
Орган управления, который заключил контракт с главным врачом, выдает распоряжение о его увольнении по пункту 2 статьи 36 КЗоТ в связи с истечением срока действия контракта. На основании распоряжения издайте приказ об увольнении главного врача.
✅✅✅ Остеопатия и кинезиология: как руководителю добавить эти виды услуг
Приказ об увольнении с должности главного врача: пример оформления
Заранее подготовьте и согласуйте с органом управления изменения в штатном расписании медучреждения:
- вывести должность главного врача
- ввести должность генерального директора (директора) учреждения
Изменения введите в действие на следующий день после увольнения главного врача. В этот же день орган управления должен назначить кого-то из штатных работников исполняющим обязанности генерального директора (директора). Он будет занимать эту должность до тех пор, пока орган управления назначит руководителя по результатам конкурса.
Основание для проведения конкурса — решение органа управления. Его принимают в течение трех рабочих дней с момента, когда возникла вакантная должность (п. 4 Порядку проведення конкурсу на зайняття посади керівника державного, комунального закладу охорони здоров'я, утвержденного постановлением КМУ от 27.12.2017 № 1094, далее — Порядок № 1094).
NB! Постановление КМУ от 22.07.2020 № 637 внесло изменения в Порядок № 1094.
Конкурс предусматривает пять этапов:
1. Орган управления принимает решение о проведении конкурса.
2. Формирует конкурсную комиссию, а при необходимости обновляет ее состав.
3. Конкурсная комиссия готовится к проведению конкурса —
- обнародует объявления о проведении конкурса
- принимает документы от лиц, желающих принять в нем участие
- проверяет документы на соответствие установленным требованиям
4. Непосредственно проводит конкурс — прослушивает конкурсные предложения и проводит собеседования с кандидатами, определяет победителя.
5. Обнародует результаты конкурса.
Конкурсная комиссия вносит представление в орган управления о назначении на должность и о заключении контракта с победителем конкурса. На это орган управления имеет месяц (абз. 12 п. 1.4.6 Методичних рекомендацій МОЗ з питань перетворення закладів охорони здоров’я з бюджетних установ у комунальні некомерційні підприємства от 14.04.2017 № 9).
✅✅✅ Нужно ли согласовывать тарифы на платные услуги с владельцем КНП
Генеральный директора вместо главного врача: как внести изменения в штатное расписание и устав
Название должности руководителя учреждения определяют в уставе. Если орган управления планирует изменить название, он должен внести и утвердить изменения в устав. Дата регистрации изменений — одновременно и дата введения в действие изменений в штатное расписание.
Наименование должности в этом случае меняют, чтобы привести штатное расписание в соответствие с Національним класифікатором України «Класифікатор професій» ДК 003:2010 от 28.07.2010 № 327 (КП).
Квалификационные требования к кандидату на должность директора медучреждения
Руководителем учреждения здравоохранения независимо от формы собственности назначают лицо, отвечающее единым квалификационным требованиям (ч. 7 ст. 16 Закона Украины «Основи законодавства України про охорону здоров’я» от 19.11.1992 № 2801-XII). Квалификационные требования к должности «генеральный директор (директор) учреждения здравоохранения» определяет СКХП Выпуск 78.
До 01.01.2022 директор должен иметь высшее образование II уровня по степени магистра по одной из специальностей:
- «Управление и администрирование» или «Публичное управление и администрирование»
- «Право»
- «Социальные и поведенческие науки»
- «Гуманитарные науки»
- «Здравоохранение» со специализацией «Организация и управление здравоохранением»
С 01.01.2022 обязательным станет магистерский уровень образования по управлению и администрированию, даже если вы получили высшее образование по праву, социальных и гуманитарных наук или здравоохранения.
Магистерский уровень высшего образования устанавливает статья 5 Закона Украины «Про вищу освіту» от 01.07.2014 № 1556-VII (Закон № 1556). Высшее образование по образовательно-квалификационному уровню специалиста после того, как этот Закон вступил в силу, приравнивают к высшему образованию степени магистра (п. 2 ч. 2 Заключительных и переходных положений Закона № 1556).
✎ В каком случае образование главного врача отвечать квалификационным требованиям должности генерального директора (директора)? Если он получил высшее образование до принятия Закона № 1556, получил диплом специалиста по специальности «Здравоохранение» и прошел специализацию по «Организации и управления здравоохранением».
Если главный врач захочет стать генеральным директором (директором) после 01.01.2022, он должен получить образование по специальности «Управление и администрирование» или «Публичное управление и администрирование» по уровню магистра. Еще один вариант —занять должность медицинского директора.
МОЗ розмежувало функції головного лікаря: виробничо-господарські, фінансово-економічні завдання поклали на генерального директора/директора, а організації лікувального процесу — на медичного директора. Питання, яке посадовці не прокоментували: кому підпорядковуватимуться колишні заступники головного лікаря
Функции медицинского директора
Минздрав Приказом № 1977 разделил функции генерального директора (директора) учреждения здравоохранения и медицинского директора.
Директор заведения руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью учреждения здравоохранения, а также отвечает за финансово-хозяйственные результаты деятельности. Квалификационные характеристики должности медицинского директора предполагают, что он занимается вопросами медицины.
Медицинский директор имеет задачи и обязанности:
- управлять учреждением здравоохранения в порядке делегированных ему руководителем полномочий по медицинским вопросам
- в случае отсутствия руководителя по его поручению выполнять его обязанности
- организовывать предоставление пациентоориентованих услуг по медицинскому обслуживанию населения с соблюдением отраслевых стандартов в сфере здравоохранения
- разрабатывать и внедрять в заведении систему непрерывного совершенствования качества услуг в целях обеспечения безопасности пациентов, своевременности помощи, экономической эффективности, достижения лучших результатов на основе научных знаний и принципов доказательной медицины
- координировать внешнее и внутреннее взаимодействие подразделений учреждения здравоохранения
- отвечать за организацию непрерывного профессионального развития медицинского персонала
Итак, в заведении обязательно должна быть должность медицинского директора.
ДЕТАЛЬНО про посади колишніх заступників головлікаря ↪️
Кому подчиняются бывшие заместители главного врача
Генеральный директор (директор) учреждения должен заниматься вопросами хозяйственной деятельности, а медицинский директор — вопросами медицины. В соответствии с задачами и обязанностей руководителей определите подчинения и названия должностей их заместителей.
Например, экономические и технические вопросы решает генеральный директор (директор) учреждения. Итак, заместители по экономическим вопросам, по техническим вопросам, с юридической работы и т. п. становятся заместителями генерального директора (директора) учреждения.
Заместители, в обязанности которых входят медицинские вопросы, становятся заместителями медицинского директора. Это, к примеру, заместители по экспертизе временной нетрудоспособности, по медицинскому обслуживанию населения и т. п.
Название должности для штатного расписания создайте с помощью производных слов, перечисленных в Приложении В к КП, и уточните с помощью примечания 2 к этому же приложению.
Образовавшаяся должность отвечает коду базовой профессии. И генеральный директор (директор), и медицинский директор имеют код КП 1210.1, поэтому и их заместители будут иметь аналогичный.
- Нові посади керівників, або Все, що ви хотіли знати про Наказ МОЗ № 1977
- Медичний директор і його заступники: як визначати керівні посади
- Генеральний директор КНП з економічною освітою: чи правомірно
- Як установити посадові оклади гендиректору, меддиректору та їхнім заступникам
- Чи може особа одночасно бути і директором, і медичним директором