Годовая инвентаризация в медучреждении

RU UA
Автор
Експертна редакція порталу
Зачем проводить инвентаризацию? Чтобы успешно сдать годовую финотчетность. Читайте дальше о правилах проведения инвентаризации в больнице
Содержание статьи:
Годовая инвентаризация — обязательная или нет Зачем проводить инвентаризацию в медучреждении Годовая инвентаризация: сроки и периодичность Что инвентаризировать в медицинском учреждении Проведение инвентаризации: алгоритм Штрафы за непроведенную инвентаризацию

Нові правила оформлення документів

Инвентаризация — это процедура, проводимая с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности учреждения. Во время инвентаризации устанавливают фактическое наличие, количество, качественное состояние, интенсивность использования, объем ресурсного обеспечения учреждения здравоохранения.

Общие принципы проведения инвентаризации, а также правила документального оформления ее результатов регламентирует Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 № 879.

Ответственный за проведение инвентаризации в медучреждении — его руководитель. Именно он создает все необходимые условия для проведения инвентаризации. Для этого отдельным приказом или в распорядительном документе об учетной политике заведения руководитель определяет объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации.

Годовая инвентаризация в медучреждении

Инвентаризазия медикаментов в КНП

Годовая инвентаризация — обязательная или нет

Годовая инвентаризация обязательна. Ее проведение — это условие перед составлением годовой финотчетности.

NB! Обязательная ежегодная инвентаризация нужна также и в других случаях, перечисленных в пункте 12 Порядка представления финансовой отчетности (постановление КМУ от 28.02.2000 № 419). В случае смены материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел), установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей, ликвидации предприятия и тому подобное.

Требовать провести инвентаризацию также может и ГНС при проверках. Инспекторы имеют право присутствовать при инвентаризации.

Як провести інвентаризацію в умовах карантину?

Зачем проводить инвентаризацию в медучреждении

Цель инвентаризации — обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и финотчетности заведения. Во время инвентаризации активов и обязательств документально подтверждают и проверяют их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценки.

Инвентаризация позволяет выявить:

  • фактическое наличие активов
  • излишки и недостачи
  • активы, утратившие потребительские свойства
  • неиспользованные суммы обеспечений

Годовая инвентаризация: сроки и периодичность

Инвентаризацию следует провести в течение трех месяцев до даты расчета годового баланса, то есть с 1 октября по 31 декабря 2021 года включительно. Некоторые активы и обязательства инвентаризуют в течение всего двух месяцев перед отчетностью, в частности денежные средства и расчеты с бюджетом (п. 10 раздела I Положения № 879).

Земельные участки, недвижимость инвентаризуют ежегодно с 1 октября по 31 декабря или раз в три года.

Инструменты, приспособления и инвентарь в полном объеме можно инвентаризировать раз в три года, а ежегодно — выборочно не менее 30% всех объектов (п. 10 разд. I Положения об инвентаризации).

✅✅✅ Финансовый план КНП: как составить

Что инвентаризировать в медицинском учреждении

Сначала инвентаризируют все виды обязательств и все активы независимо от того, где они находятся. Проверьте предметы, переданные в аренду, те, что находятся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве.

Далее инвентаризируют активы и обязательства, которые учитываются на внебалансовых счетах.

Объекты и сроки годовой инвентаризации: чек-лист

Активы

Обязанности

С 1 октября по 31 декабря

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

Необоротные активы, за исключением незавершенных капитальных инвестиций

Доходы будущих периодов

Запасы, за исключением незавершенного производства и полуфабрикатов

Обязательства, кроме неиспользованных обеспечения, расчетов с бюджетом по налогам и сборам, расчетов по ЕСВ

Текущие биологические активы

Расходы будущих периодов

С 1 ноября по 31 декабря

Незавершенные капитальные инвестиции

Целевое финансирование

Незавершенное производство

Расчеты по ЕСВ

Полуфабрикаты

Расчеты с бюджетом

Финансовые инвестиции

Обязательства в части неиспользованных обеспечений

Средства

Проведение инвентаризации: алгоритм

Приказ о создании инвентаризационной комиссии

Для проведения инвентаризации руководитель медучреждения приказом создает инвентаризационную комиссию. Информацию о составе этой комиссии и ее обязанности предоставляет пункт 1 раздела II Положения № 879. В инвентаризационную комиссию следует включить:

  • представителей аппарата управления заведения
  • работников бухгалтерской службы
  • опытных работников заведения, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет

Возглавляет созданную инвентаризационную комиссию руководитель (его заместитель) или руководитель структурного подразделения, уполномоченный руководителем. Его замену, например в случае увольнения, оформляют отдельным приказом.

Если из-за большого объема работ одна комиссия не может обеспечить проведение инвентаризации, создают рабочие инвентаризационные комиссии для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства.

Обязанности рабочих инвентаризационных комиссий:

  • провести инвентаризацию активов в местах хранения и производства
  • определить результаты инвентаризации и разработать предложения по зачету недостач и излишков вследствие пересортицы, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли — вместе с бухгалтерией

Добавим, что инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) проводит инвентаризацию в соответствии с приказом о проведении ежегодной или внеплановой инвентаризации в полном составе и в присутствии материально ответственного лица.

Оформление результатов инвентаризации

Результат инвентаризации заносят в инвентаризационные описания и акты инвентаризации.

Инвентаризационные описания, акты инвентаризации, сверочные сведения оформляются в соответствии с требованиями Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.1995 № 88. Поэтому предприятия, разрабатывая инвентаризационные документы, могут взять за основу:

  • формы, предусмотренные постановлением Госкомстата СССР от 28.12.1989 № 241
  • бюджетные инвентаризационные документы, утвержденные приказом Минфина от 17.06.2015 № 572

NB! Помните, что инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности (форма № НА—4) утверждена приказом Минфина от 22.11.2004 № 732.

Проверка актов инвентаризации в бухгалтерской службе

Инвентаризационные описи (акты инвентаризации), подписанные всеми членами комиссии, сдают в бухгалтерскую службу.

Бухгалтерская служба составляет сверочные сведения, в которых отражает выявленные расхождения между данными бухгалтерского учета и данными актов инвентаризации.

Оформление результатов

Выводы по выявленным разногласиям инвентаризационная комиссия отражает в протоколе. В течение пяти дней после завершения инвентаризации протокол инвентаризационной комиссии утверждает руководитель предприятия.

Результаты инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация.

Штрафы за непроведенную инвентаризацию

Если же инвентаризация прошла несвоевременно или некачественно, ответственное лицо оштрафуют. Размер штрафа (ст. 164-2 Кодекса Украины об административных нарушениях):

  • за первое нарушение — 8—15 нмдг (136—255 грн)
  • если уже имели такое взыскание в течение года — 10—20 нмдг (170—340 грн)

Итак, инвентаризацию лучше провести до того, как начнете оформлять финансовую отчетность за год.

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді