Как предоставлять медуслуги по электронным направлениям
Если у пациента есть электронное направление, то он имеет право бесплатно получать медицинские услуги, которые ему гарантирует Программа медицинских гарантий (далее — Программа). Случаев, когда можно предоставлять услуги в рамках Программы без электронного направления, немного. В частности, когда пациент:
- получает
- обращается, чтобы получить вторичную (специализированную) медицинскую помощь в амбулаторных условиях в шести врачей —
- акушера-гинеколога
- психиатра
- нарколога
- стоматолога
- педиатра
- фтизиатра
- консультируется и тестируется на ВИЧ-инфекцию
- получает платные услуги
В других случаях бесплатные медицинские услуги предоставляйте при наличии у пациента электронного направления. Как действовать в такой ситуации и какие документы при этом оформить — читайте дальше.
✅✅✅ COVID-19: порядок предоставления страховых выплат медикам
Работа с направлениями: как организовать
Организацию медицинского обслуживания по направлению пропишите в Правилах внутреннего распорядка (п. 3 розд. ІІІ Порядку направлення пацієнтів до закладів охорони здоров’я та фізичних осіб — підприємців, які в установленому законом порядку одержали ліцензію на провадження господарської діяльності з медичної практики та надають медичну допомогу відповідного виду, утверждненного приказом Минздрава от 28.02.2020 № 586, далее — Порядок № 586). Разместите их в доступных для пациентов местах:
- в регистратуре
- в приемном отделении
- в помещениях для ожидания
- на вебсайте т. д.
Определите уполномоченное лицо, которое будет регистрировать обращения пациентов за получением услуг (далее — уполномоченное лицо). На практике такие функции чаще всего выполняет медицинский регистратор.
Организуйте в заведении электронную очередь ожидания, чтобы реализовать права пациентов на доступ к медицинской помощи.
Медреформа хоче перевірити кожного керівника на бізнес-чуття і для цього пропонує новий інструмент — платні послуги. А тепер обирайте: чекати «милості» від місцевої влади чи самостійно подбати про оплату праці лікарів та ремонт закладу
Функции уполномоченного лица
Когда пациент обратится к вам в заведение, чтобы получить медицинскую услугу, уполномоченное лицо должно попросить его предоставить номер записи о направлении или бумажную форму этой записи. После этого уполномоченное лицо:
- проверяет статус записи о направлении в электронной системе здравоохранения (далее — система)
- сообщает пациенту, может ли он получить медицинское обслуживание по направлению в вашем заведении по Программе
- предлагает пациенту выбрать врача или другого медицинского работника, который будет предоставлять услуги по направлению, если такой выбор есть
- согласовывает с пациентом дату и время, когда пациент может получить услуги по направлению
Бывает, что невозможно определить дату предоставления медицинской услуги или эту услугу можно предоставить не раньше, чем через месяц с даты обращения. В таком случае уполномоченное лицо сообщает пациенту ориентировочный срок ожидания (п. 2 разд. III Порядка № 586)
NB! Не менее чем за три дня до даты запланированного приема сообщите про него пациенту. Не забудьте указать время.
По одному направлению пациент имеет право ожидать сообщение о дате и времени приема или госпитализации от разных субъектов хозяйствования. Дату и время приема или госпитализации по направлению может зафиксировать только один из них.
Електронні документи в поліклініці
Функции исполнителя направления
Во время первого взаимодействия с пациентом по направлению медицинский работник, который оказывает консультативные, диагностические или иные услуги по направлению (далее — исполнитель направление), открывает новый эпизод медицинской помощи. Об этом вносит запись в систему.
NB! На основании одного направления можно открыть только один эпизод медицинской помощи. Поэтому после начала приема в одном заведении пациент не имеет права воспользоваться тем самым направлением в другом заведении. Также он не может обратиться с одним направлением, к примеру, к двум аллергологам в одном заведении.
Спросите у пациента, не получает ли он одновременно медицинскую помощь в нескольких медицинских работников или субъектов хозяйствования. Если да — при необходимости установите с ними взаимодействие. Например, можете направлять к ним запросы, организовывать консультации или даже консилиумы. Координирует этот процесс обычно врач первичной медицинской помощи.
Исполнитель направления имеет право запрашивать информацию, необходимую для оказания медицинской помощи:
- у пациента
- инициатора направления
- других медицинских работников, которые оказывали или оказывают медицинскую помощь пациенту
Указанные лица должны предоставить имеющуюся у них информацию, соблюдая требования законодательства относительно врачебной тайны, конфиденциальности и защиты персональных данных (п. 8 разд. ІІІ Порядка № 586).
Если пациент нуждается в повторных визитах, чтобы продолжить получать медицинские услуги по направлению в того же субъекта хозяйствования, врач, оказывавший услуги, создает новое направление.
Когда врач завершает предоставление медицинских услуг по направлению, то закрывает эпизод медицинской помощи. Соответственно, вносит об этом информацию в систему.
Случаи, когда услуги по направлению можно не предоставлять
Порядок № 586 определяет семь случаев, когда нельзя оказывать медицинские услуги, даже если у пациента есть направление. Итак, не предоставляйте услуги, если:
- Не имеете права или возможности оказывать соответствующие услуги согласно законодательству и лицензии на медицинскую практику
- Пациент уже получил услуги по этому направлению
- Инициатор направления отозвал это направление
- Истек срок действия направления
- Во время предварительного осмотра пациента врач установил, что пациент не нуждается в оказании медицинских услуг по направлению или имеет медицинские противопоказания к таким услугам
- Пациент не дает согласие на медицинское вмешательство для получения услуги по направлению, кроме случаев, когда в соответствии с законом такое согласие не требуется
- Пациент не выполняет медицинских предписаний или правил внутреннего распорядка учреждения, при условии, что это не будет угрожать жизни больного и здоровью населения
В любом случае объясните пациенту причины отказа. А при наличии оснований, предусмотренных подпунктами 5—7, исполнитель направления должен сообщить о невозможности предоставления услуг инициатору направления. Внесите соответствующую запись, где укажете причину непредоставления пациенту услуги по направлению.
✎ За первые два месяца работы Программы 22 359 врачей выписали более 888 тыс. электронных направлений. Среди них 858 тыс. — по Программе. Направление получили 489 тыс. пациентов.
Свыше 202 тыс. (24%) направлений по Программе уже выполнили. Из них почти 6% составляют ургентные случаи.
Програма «Ліцензування медичної практики»: ⭐ ліцензійні умови ⭐ повідомлення про зміни у документах ⭐ перевірки МОЗ — 2020