Должностные инструкции медицинских работников разрабатываются в лечебном учреждении на каждого сотрудника. В соответствующих разделах документа в доступной форме описывают права, обязанности работника, его ответственность, взаимоотношения по службе. Ответственность за разработку такого документа несет руководитель структурного подразделения лечебного учреждения. Отсутствие должностной инструкции способно существенно усложнить процесс увольнения нерадивого работника, поскольку сложно будет довести тот факт, что его знакомили с перечнем обязанностей и ответственностью за их неисполнение. С другой стороны, наличие должностных инструкций является одним из условий аккредитации медицинского учреждения.
Читайте: "Дайджест: Сімейний лікар та медсестра в умовах медреформи"
Кто разрабатывает должностные инструкции
Обязанность разработать должностные инструкции лежит на руководителе того структурного подразделения медицинского учреждения, в котором будет трудиться работник. При этом по всем интересующим вопросам руководитель отделения обращается в кадровую службу за разъяснениями. Уже готовая должностная инструкция медицинского работника передается в кадровую службу и юристам лечебного учреждения для согласования.
При этом следует помнить, что отдельные виды инструкций разрабатывают для следующих категорий работников:
- руководитель;
- профессионал;
- специалист;
- технический служащий.
Эти категории относительно должностей в лечебных учреждениях прописаны в Классификаторе профессий ДК 003:2010 (КП).
Читайте: "Кадрові питання під час реформування медзакладу: шляхи вирішення"
Как разрабатывают должностные инструкции
Должностные инструкции медицинских работников составляют соответственно образцу. Кроме обязанностей работника, этот документ определяет:
- порядок подчинения работника;
- порядок назначения на должность;
- порядок увольнения работника с должности;
- нормативные законодательные документы и материалы, которыми работник будет руководствоваться в роботе.
Кроме того, должностная инструкция содержит информация о том, кто сможет заменить работника в случае его болезни или отсутствия на рабочем месте по другим причинам.
Читайте: "Незаконное занятие частной медицинской практикой: ответственность"
Основные разделы должностной инструкции медработников
Задания и обязанности
В этой части должностной инструкции перечисляют и описывают те виды работ, которые возложены на работника. Здесь также указывают степень его ответственности, а именно: какие вопросы он имеет право решать самостоятельно, в каких случаях он должен согласовывать свои действия с руководством.
Права
Чаще всего перечень прав работника, о которых упомянуто в должностной инструкции медицинского работника, выглядит так:
- предлагать изменения касательно деятельности медицинского учреждения либо структурного подразделения;
- принимать решения в пределах своей ответственности;
- согласовывать документы (их перечень указывают отдельно);
- принимать участие в коллективных собраниях;
- делать запросы и получать интересующую его в профессиональной деятельности информацию;
- быть защищенным от профессиональных заболеваний и инфицирования;
- проходить аттестацию и повышение квалификации.
Ответственность
Эта часть должностных инструкций медицинских работников определяет критерии оценки эффективности работы должностного лица и ответственность за невыполненную/некачественно выполненную работу. Важно также четко прописать действие руководства и кадровой службы в случае нарушения работником правил внутреннего трудового распорядка медучреждения, правил техники безопасности.
Должен знать
В этой части указывают специальные знания работника, который занимает должность в медучреждении. Также указывают нормативные документы, знание которых является обязательным. Это могут быть, например, основы фармакокинетики, знание современных методов диагностики в определенной сфере медицины.
Читайте: "Доплата за використання у роботі деззасобів: приклади та робочі ситуації"
Квалификационные требования
Выполнение определенного вида работ требует от должностного лица специальных знаний и опыта. В связи с этим должностные инструкции медицинских работников должны содержать четкий перечень требований к претенденту на должность: образование, опыт работы на подобных должностях, приобретенный ранее.
Взаимоотношения по должности
Этот раздел содержит подробное описание все контактов работника в ходе выполнения им своих должностных обязанностей:
- с другими сотрудниками медицинского учреждения;
- с другими организациями и службами.
В этой части могут также оговариваться сроки получения и предоставления информации (если в этом есть необходимость) сотрудниками или структурными подразделениями медицинского учреждения.
Читайте: "Как получить лицензию на частную медицинскую практику: алгоритм и советы эксперта"
Ознакомление медицинского работника с должностной инструкцией
При приеме на работу кандидат должен ознакомиться со своей должностной инструкцией. В определенном месте документа он указывает свою фамилию, инициалы, ставит свою подпись и указывает дату подписания. Инструкцию подписывают в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в отделе кадров, копия должностной инструкции хранится на рабочем месте сотрудника.
Порядок утверждения должностной инструкции
Должностные инструкции медицинских работников, включая врачей, средний медицинский персонал и младший медицинский персонал, утверждает своей подписью главный врач медучреждения или его директор (при наличии такой должности в медучреждении). Если по каким-либо причинам сделать это первое лицо не может, инструкцию подписывает его заместитель. В этом случае следует помнить, что такие полномочия могут быть ему даны только в соответствии с приказом по основной деятельности.
При подписании должностной инструкции медицинского работника обязательно прописывают должность, фамилию и инициалы того, кто утверждает инструкцию и дату ее утверждения. Вверху указывают слово «Утверждаю».