Права заказчика (клиента, пациента) в случае специфических медицинских вмешательств совпадают с общими правами пациента, которые не зависят от сферы медицинской деятельности, но имеют особенности.
Общими являются права пациента медицинского учреждения на:
- выбор медицинского учреждения и врача
- полную идостоверную информацию о состоянии здоровьяи содержания предлагаемых услуг
- получение согласия относительно всех услуг и медицинских методов
- врачебную тайну о состоянии здоровья
Эти общие права пациента следует точнее раскрыть в договоре оказания медицинских услуг. Они должны воплощаться в жизнь на всех этапах формирования и реализации правоотношений по предоставлению услуг в сфере медицины и, соответственно, найти свое адекватное отражение во всех документах, сопровождающих подписание соглашения.
Право на выбор медучреждения и врача, проведение медицинского вмешательства реализуется при обращении пациента в конкретное заведение, в котором оказывают востребованные услуги, и к конкретному специалисту, который способен/согласен предоставить соответствующие услуги.
Пациент выбирает врача лично или из числа предлагаемых заведением специалистов. Лечащий врач — третья сторона в договоре между заказчиком и исполнителем.
✅✅✅ Должна ли больница бесплатно обслуживать пациента без направления
Договор об оказании платных медицинских услуг — образец заполнения
Договор оказания медицинских услуг: характеристика
Договор об оказании платных медицинских услуг обычно состоит из разделов:
Раздел | Данные |
Информационный блок |
|
Предмет договора |
NB! Укажите, что медицинские документы пациента, например подписанное информированное согласие, правила поведения в заведении и т. д., — неотъемлемая часть договора |
Сроки предоставления услуги |
|
Права и обязанности сторон |
|
Цена за услугу | финансовые обязательства сторон: порядок, формы, способы и срок оплаты услуг |
Расторжение договора об оказании медицинских услуг
Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования
Содержание договора на оказание медицинских услуг: пример
Право на врачебную тайну о состоянии здоровья в сфере оказания медицинских услуг предусматривает обязанность медперсонала не разглашать третьим лицам (кроме уполномоченных пациентом представителей) данные:
- о факте обращения в медучреждение
- виде услуг, которые предоставляли или предлагали пациенту
- виде и результатах обследований, проведенных или запланированных медицинских вмешательств и т. п.
Общая информация о пациенте
К медицинской информации о пациенте, например, в пластической хирургии, может входить такая специфическая составляющая, как компьютерное моделирование части тела, что будет меняться по желаемым параметрам. То есть компьютерные модели тоже являются обязательными элементами договора, в частности раздела «Обязательства исполнителя».
Этот блок общих прав пациента заведения, предоставляющего услуги по пластической (эстетической) медицине, касается очень интимных сторон жизни человека и настолько важный, что некоторые заказчики считают целесообразным закрепить его в отдельном разделе договора о предоставлении пластических хирургических услуг «Права и обязанности сторон относительно конфиденциальности». Поэтому клиника должна быть готова к таким правомерным требованиям и предлагать юридически отработанный нормативный механизм.
Право на полную и достоверную информацию о состоянии здоровья, перечень и содержание услуг, которые предоставляет медучреждение, предусматривает обязанность заказчика сообщить и передать при необходимости в документальном виде всю необходимую и существенную для целей вмешательства медицинскую и личную информацию: о состоянии здоровья, перенесенных заболеваниях, аллергических реакциях, других биологических и физиологических особенностях, наследственных заболеваниях и предрасположенности к определенным заболеваниям. Кроме общих аспектов, важно учесть ряд специальных.
Медреформа хоче перевірити кожного керівника на бізнес-чуття і для цього пропонує новий інструмент — платні послуги. А тепер обирайте: чекати «милості» від місцевої влади чи самостійно подбати про оплату праці лікарів та ремонт закладу
Специфическая информация о пациенте
Важный элементм информирования клиента клиники пластической хирургии — особая информацияо:
- о ходе оперативного вмешательства
- ходе послеоперативного выздоровления
- особые неудобства для нормальной жизнедеятельности
- рисках осложнений
Например, в информационном листке «Информация для пациента» специалисты советуют указать сведения, важные для принятия решения о проведении хирургического вмешательства.
Право на безопасные методы лечения — общее право потребителя и пациента в Украине. В соответствии со статьей 4 Закона Украины «Про захист прав споживачів» потребитель любых услуг имеет права, гарантирующие качество и безопасность обслуживания, а именно на:
- надлежащее качество продукции и обслуживания
- безопасность продукции
- необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количество, качество, ассортимент, а также о ее производителе (исполнителя, продавца)
- возмещение имущественного и морального вреда, причиненного вследствие недостатков продукции (дефекта в продукции), в соответствии с законом
А вот специфика действия в сфере оказания медицинских услуг раскрыта в статье 44 Основ законодательства об охране здоровья: в медицинской практике применяются методы профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и лекарственные средства, разрешенные к применению центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения. Новые методы профилактики, диагностики, лечения, реабилитации и лекарственные средства, которые находятся на рассмотрении в установленном порядке, но еще не допущенные к применению, могут использоваться в интересах излечения лица только после получения его письменного согласия.
В сфере пластической хирургии эти положения крайне важны, ими на исполнителя возложена дополнительная ответственность по обоснованию и выбору методик вмешательства, которые должны быть апробированными и разрешенными к применению Минздравом Украины. Отдельное внимание должно быть уделено новым методикам, которые находятся на рассмотрении. Целесообразно закрепить в договоре смысл и статус новой методики, описать ее возможные преимущества, риски и осложнения, а также получить согласие пациента на ее использование.
Відповідальність за розголошення лікарської таємниці
Результативность медицинской услуги
Вопрос результативности медицинской услуги является наиболее конфликтным, ведь неполучение желаемого результата часто становится основанием для обращения потребителей в суд с требованиями о возмещении материального ущерба и морального вреда. Но в суде часто подтверждают уже известную истину: неполучения положительного (или желаемого) результата не всегда находится в причинно-следственной связи с ненадлежащим оказанием медицинских услуг.
Медицинской целью и результатом должны быть определены желаемые изменения в теле и внешнем виде пациента. В то же время правовым обязательством является именно процесс предоставления услуги (конечно, согласно медицинской цели): надлежащее исполнение профессиональных обязанностей, в частности проведение ряда медицинских действий в очередности, объеме и качестве, которые определены соответствующими профессиональными стандартами и протоколами.
Обязанности заказчика в договоре оказания медицинских услуг
Для достижения желаемого результата в пластической хирургии важны не только медицинские действия врача, но и надлежащее выполнение рекомендаций пациентом. Поэтому в договоре необходимо тщательно прописать обязанности стороны—заказчика. Это один из важнейших пунктов договора. Ведь если нет предупреждения о режиме поведения в послеоперационный период, то нет и ответственности пациента за его несоблюдение. В таком случае за все негативные последствия вмешательства будет отвечать исполнитель.
Известны неединичные случаи, когда исполнитель доказал в порядке гражданского судопроизводства, что именно невыполнение клиентом послеоперационных рекомендаций (беречься от солнечного излучения, горячих гигиенических процедур и др.) привело к негативным осложнениям (ожогам, шрамам, пигментным пятнам).
Риск как вероятность достижения запланированной цели и отсутствие полной определенности (гарантий) в отношении объема действий и результата медицинского вмешательства является общей чертой медицинской деятельности. Общеизвестно, что медицина относится к видам деятельности, которым присуща повышенная степень риска недостижения цели обязательства, что обусловлено ограниченностью медицинских технологий и спецификой человеческого организма. По этой причине договор о предоставлении медицинских услуг в цивилистической доктрине принадлежит к аномалиям гражданского права. В частности, его рассматривают как вид обязательств профессионального риска. На практике это означает, что такой договор по своей природе предусматривает оплату за фактически оказанные услуги при условии гипотетических результатов лечения.