Гарантия на стоматологические услуги в Украине и соблюдение прав пациентов
♔ PREMIUM-курс для керівника стоматології
Каждый медицинский работник должен гарантировать пациенту надлежащее качество медицинской помощи/услуги: соблюдать правила асептики и антисептики, использовать только сертифицированные препараты и медицинскую технику, соблюдать правила безопасности и т.п. Однако для профессионалов в области стоматологии законодательство устанавливает дополнительные гарантийные обязательства на отдельные услуги.
Такие гарантии на сегодняшний день нормативно регулируют:
- Закон Украины «Основи законодавства України про охорону здоров’я» от 19.11.1992 № 2801-XII (далее — Основы)
- Закон Украины «Про захист прав споживачів» от 12.05.1991 № 1023-XII (далее — Закон о защите прав потребителей)
Один из основных принципов охраны здоровья Украины — соблюдение прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечивать связанные с ними государственные гарантии (ст. 4 Основ). Какие же гарантии на стоматологические услуги в Украине должны обеспечивать стоматологи?
✅✅✅ Дезинфекция и стерилизация инструментов в стоматологии: основные требования
Гарантия в стоматологии — Украина
Изготовитель (исполнитель) обеспечивает надлежащую работу (использование) продукции, в том числе комплектующих изделий, в течение гарантийного срока.
Гарантийный срок — срок, в течение которого пациент, который обнаружил недостатки в работе врача, имеет право обратиться к нему с требованием уменьшить цену, устранить недостатки, возместить расходы на устранение недостатков третьими лицами.
Гарантийный срок устанавливают нормативно-правовые акты, нормативные документы или договор (абз. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей).
Сколько гарантия на стоматологические услуги?
Если гарантийный срок или срок годности на продукцию изготовитель (исполнитель) не установил, то потребитель вправе предъявить ему соответствующие требования, если обнаружил недостатки в течение двух лет.
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить использование продукции по назначению в течение срока ее службы, который предусматривает нормативный документ, или срока, установленного по договоренности с потребителем. Если такого срока нет, — в течение десяти лет.
Срок службы — период, в течение которого врач гарантирует безопасность результата своей работы и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
При этом недостаток — любое несоответствие предоставленной стоматологической услуги обязательным требованиям медицинских стандартов. Существенным считают недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование результата стоматологической услуги в соответствии с его целевым назначением.
Далее рассмотрим, какие требования к стоматологу может выдвигать пациент, который жалуется на качество медицинской помощи/услуги.
⭐ Кадрові питання ⭐ Ліцензування медичної практики ⭐ Перевірки ⭐ Якість медичної допомоги ⭐ Правові питання в роботі керівника ⭐ Санепідрежим ⭐ Прибутки стоматології
Требования пациентов
Если пациент обнаружил существенные недостатки в работе врача, он имеет право требовать:
- расторгнуть договор и вернуть деньги, которые заплатил
- пропорционально уменьшить цену
- бесплатно устранить недостатки работы после окончания гарантийного срока, но в пределах срока службы
- возместить расходы на устранение недостатков работы третьими лицами
Пациент может предъявить только одно из требований, а если врач его не выполнил — заявить другое (абз. 2 ч. 3 ст. 8 Закона о защите прав потребителей).
✅✅✅ Листок ежедневного учета работы врача-стоматолога: форма № 037/о
Положение о системе контроля качества медицинских услуг (помощи) — образец
Стоматология: гарантия на услуги. Как избежать ошибок
Фактически ни один профессионал стоматологического профиля не оформляет с пациентом письменный договор на выполнение работ/оказание услуг. Исключение могут составлять стоматологические услуги, требующие длительной работы или значительных финансовых затрат — например, установка виниров.
NB! Если вы не будете иметь утвержденного положения о выполнении гарантийных обязательств в отношении своих пациентов и не подпишете письменный договор с пациентом, — вступают в действие правила Закона о защите прав потребителей. То есть в течение двух лет будет действовать гарантийный срок, а в течение десяти — срок службы.
Если потребитель требует бесплатно устранить недостатки товара, устраните их в течение четырнадцати дней с даты, когда пациент предъявил претензию, или по соглашению сторон в другой срок (абз. 1 ч. 9 ст. 8 Закона о защите прав потребителей).
NB! Требования потребителя рассматривайте после того, как он предъявит расчетный документ.
Утвердите Положения о системе контроля качества медицинских услуг (помощи). Так вы постоянно будете знать, насколько работники придерживаются стандартов медицинского обслуживания населения и сможете при необходимости повышать качество услуг.
Осторожно выбирайте деловых партнеров. Если возникнут недостатки из-за качества материала и т.д., пациент будет обращаться к вам, а не к вашим подрядчикам.
Если устанавливаете виниры, но не имеете собственной зуботехнической лаборатории, — заключите соответствующий договор с подрядчиком. Ведь если возникнут недостатки в самой конструкции, вы будете ответственны за результат работы перед пациентом.
Поэтому выбирайте надежных партнеров, из-за которых у вас не возникали бы проблемы с пациентами.
Итак, составьте и утвердите положение о выполнении гарантийных обязательств на отдельные стоматологические услуги (работы). Информацию о гарантии донесите каждому пациенту. Положение храните в уголке/папке потребителя в случае, если пациент захочет самостоятельно с ним ознакомиться.