Гарантия на стоматологические услуги в Украине и соблюдение прав пациентов

RU UA
Автор
адвокат адвокатського бюро «Олени Менделя», Київ
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся требования пациентов к стоматологам. Есть ли гарантия на стоматологические услуги в Украине. Как быстро и законно решать проблемы с гарантией на стоматологические услуги

♔ PREMIUM-курс для керівника стоматології

Каждый медицинский работник должен гарантировать пациенту надлежащее качество медицинской помощи/услуги: соблюдать правила асептики и антисептики, использовать только сертифицированные препараты и медицинскую технику, соблюдать правила безопасности и т.п. Однако для профессионалов в области стоматологии законодательство устанавливает дополнительные гарантийные обязательства на отдельные услуги.

Такие гарантии на сегодняшний день нормативно регулируют:

  • Закон Украины «Основи законодавства України про охорону здоров’я» от 19.11.1992 № 2801-XII (далее — Основы)
  • Закон Украины «Про захист прав споживачів» от 12.05.1991 № 1023-XII (далее — Закон о защите прав потребителей)

Один из основных принципов охраны здоровья Украины — соблюдение прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечивать связанные с ними государственные гарантии (ст. 4 Основ). Какие же гарантии на стоматологические услуги в Украине должны обеспечивать стоматологи?

✅✅✅ Дезинфекция и стерилизация инструментов в стоматологии: основные требования

Гарантия в стоматологии — Украина

Изготовитель (исполнитель) обеспечивает надлежащую работу (использование) продукции, в том числе комплектующих изделий, в течение гарантийного срока.

Гарантийный срок — срок, в течение которого пациент, который обнаружил недостатки в работе врача, имеет право обратиться к нему с требованием уменьшить цену, устранить недостатки, возместить расходы на устранение недостатков третьими лицами.

Гарантийный срок устанавливают нормативно-правовые акты, нормативные документы или договор (абз. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей).

Сколько гарантия на стоматологические услуги?

Если гарантийный срок или срок годности на продукцию изготовитель (исполнитель) не установил, то потребитель вправе предъявить ему соответствующие требования, если обнаружил недостатки в течение двух лет.

Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить использование продукции по назначению в течение срока ее службы, который предусматривает нормативный документ, или срока, установленного по договоренности с потребителем. Если такого срока нет, — в течение десяти лет.

Срок службы — период, в течение которого врач гарантирует безопасность результата своей работы и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

При этом недостаток — любое несоответствие предоставленной стоматологической услуги обязательным требованиям медицинских стандартов. Существенным считают недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование результата стоматологической услуги в соответствии с его целевым назначением.

Далее рассмотрим, какие требования к стоматологу может выдвигать пациент, который жалуется на качество медицинской помощи/услуги.

Требования пациентов

Если пациент обнаружил существенные недостатки в работе врача, он имеет право требовать:

  • расторгнуть договор и вернуть деньги, которые заплатил
  • пропорционально уменьшить цену
  • бесплатно устранить недостатки работы после окончания гарантийного срока, но в пределах срока службы
  • возместить расходы на устранение недостатков работы третьими лицами

Пациент может предъявить только одно из требований, а если врач его не выполнил — заявить другое (абз. 2 ч. 3 ст. 8 Закона о защите прав потребителей).

✅✅✅ Листок ежедневного учета работы врача-стоматолога: форма № 037/о

Положение о системе контроля качества медицинских услуг (помощи) — образец

Гарантийные обязательства в стоматологии

Cкачать

Стоматология: гарантия на услуги. Как избежать ошибок

Фактически ни один профессионал стоматологического профиля не оформляет с пациентом письменный договор на выполнение работ/оказание услуг. Исключение могут составлять стоматологические услуги, требующие длительной работы или значительных финансовых затрат — например, установка виниров.

NB! Если вы не будете иметь утвержденного положения о выполнении гарантийных обязательств в отношении своих пациентов и не подпишете письменный договор с пациентом, — вступают в действие правила Закона о защите прав потребителей. То есть в течение двух лет будет действовать гарантийный срок, а в течение десяти — срок службы.

Если потребитель требует бесплатно устранить недостатки товара, устраните их в течение четырнадцати дней с даты, когда пациент предъявил претензию, или по соглашению сторон в другой срок (абз. 1 ч. 9 ст. 8 Закона о защите прав потребителей).

NB! Требования потребителя рассматривайте после того, как он предъявит расчетный документ.

Утвердите Положения о системе контроля качества медицинских услуг (помощи). Так вы постоянно будете знать, насколько работники придерживаются стандартов медицинского обслуживания населения и сможете при необходимости повышать качество услуг.

Осторожно выбирайте деловых партнеров. Если возникнут недостатки из-за качества материала и т.д., пациент будет обращаться к вам, а не к вашим подрядчикам.

Если устанавливаете виниры, но не имеете собственной зуботехнической лаборатории, — заключите соответствующий договор с подрядчиком. Ведь если возникнут недостатки в самой конструкции, вы будете ответственны за результат работы перед пациентом.

Поэтому выбирайте надежных партнеров, из-за которых у вас не возникали бы проблемы с пациентами.

Итак, составьте и утвердите положение о выполнении гарантийных обязательств на отдельные стоматологические услуги (работы). Информацию о гарантии донесите каждому пациенту. Положение храните в уголке/папке потребителя в случае, если пациент захочет самостоятельно с ним ознакомиться.

Гарантийные обязательства в стоматологии
Юлія Миколаєцьадвокат, партнер Юридичної фірми «STATUS», Київ
У більшості кримінальних проваджень проти лікарів застосовують статтю 140 Кримінального кодексу України. Деякі слідчі та прокурори називають її «лікарською статтею». Йдеться про невиконання чи неналежне виконання медичним або фармацевтичним працівником своїх професійних обов’язків внаслідок недбалого чи несумлінного до них ставлення, якщо це спричинило тяжкі наслідки для хворого


зміст

Безперервний професійний розвиток медичних сестер у 2024 році

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді