Инвентаризация лекарственных средств и медицинских изделий в КНП
Чтобы правильно отразить в бухучете и финотчетности медучреждения информацию о запасах лекарственных средств и медицинских изделий (далее — средства, изделия), проводят инвентаризацию. При этом руководствуются нормативными документами:
- Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.2014 № 879
- Методическими рекомендациями по ведению учета лекарственных средств и медицинских изделий в учреждениях здравоохранения, утвержденными приказом Минздрава от 09.09.2014 № 635, в редакции приказа Минздрава от 02.01.2019 № 15
Економічний аналіз діяльності закладу охорони здоров’я
Ответственный за инвентаризацию руководитель КНП. Приказом о проведении инвентаризации руководитель:
- создает инвентаризационную комиссию
- назначает ее председателя и членов
- определяет объем и сроки инвентаризации
NB! Если инвентаризация обязательна, то ее сроки и объем определяет законодательство, а не руководитель.
Состав инвентаризационной/рабочих комиссий:
- руководители заведения
- работники бухгалтерии
- специалисты, знающие объекты инвентаризации
Материально ответственные лица (МОЛ) не имеют права инвентаризировать запасы, находящиеся у них на ответственном хранении (п. 2.4 разд. II Положения № 879).
Этапы инвентаризации:
- Подготовка
- Проверка наличия и состояния средств и изделий
- Проверка и оформление результатов
Подготовка к инвентаризации
К инвентаризации готовятся бухгалтерия и МОЛ.
Бухгалтерия обрабатывает документы по движению средств и изделий и определяет их остатки, учитывая МОЛ и места хранения.
МОЛ размещают средства и изделия в местах хранения в удобном для инвентаризации порядке — по наименованиям, видам и т. п.
NB! Средства и изделия, приобретенные за свой счет, отделяйте от приобретенных за счет бюджета по определенной программе или полученных от благотворителей.
Как изъять из оборота лекарственные средства
Порядок инвентаризации лекарств и медицинских изделий
Инвентаризация должна охватывать все средства и изделия, независимо от местонахождения.
Инвентаризационная комиссия обязана работать полным составом и в присутствии МОЛ. Во время инвентаризации комиссия:
- определяет фактическое наличие средств и изделий — делает подсчеты, взвешивает или измеряет отдельно по каждому МОЛ в разрезе субсчетов
- обнаруживает излишки и недостачи средств и изделий, сопоставляя фактическое наличие с данными бухучета
- находит испорченные и просроченные средства и изделия, которые нужно изъять из обращения — проверяет документы, а именно наличие:
- приказов о назначении МОЛ
- письменных договоров с МОЛ о полной индивидуальной материальной ответственности
- подписей МОЛ в подтверждающих документах о получении средств и изделий
Результаты инвентаризации комиссия фиксирует в инвентаризационных описях.
Инвентаризация определенных групп лекарственных средств и медицинских изделий
Лекарственные средства и медицинские изделия | Особенности инвентаризации |
Средства и изделия, которых еще нет в учреждении:
| Комиссия должна проверить обоснованность сумм на счетах бухучета. Признавайте эти суммы, если их подтверждают надлежащим образом оформленные:
Информацию о средствах и изделиях вне медучреждения заносите в отдельные описи. Не заполняйте эти описи со слов МОЛ или на основании данных учета без проверки |
Спецодежда и постель, которые заведение передало в стирку или на ремонт | Инвентаризуйте на основании документов поставщика услуг |
Тара | Информацию о таре укажите в описи по видам, назначению и качественным показателям:
О непригодной таре составьте акт списания, где укажите причины порчи |
Непригодные или испорченные средства и изделия | Фиксируйте в отдельном описании. Описи составляйте по форме:
|
Незавершенные научно-исследовательские работы | Инвентаризируйте по темам/договорам медицинских исследований. Комиссия должна установить:
|
Как подготовиться к проверке оборота лекарственных средств
Какие документы оформить по результатам инвентаризации
Результаты инвентаризации должны быть задокументированы. Для этого, можете использовать типичные формы, утвержденные приказом Минфина от 17.06.2015 № 572. А можете взять в работу и формы первичной учетной документации, утвержденные для предприятий и организаций постановлением Госкомстата СССР от 28.12.1989 № 241.
NB! Постановление № 241 в Украине действует (письмо Госкомстата Украины от 30.01.2003 № 03-04-05/18).
В заведении должны быть оформлены:
- инвентаризационные описи
- акты расчетов и измерений
- акты инвентаризации
- сверочные сведения
- протоколы
✅✅✅ Семинары и вебинары для медиков
Как проверить материалы инвентаризации
После инвентаризации комиссия передает бухгалтерии утвержденный протокол инвентаризации; инвентаризационные описи (акты инвентаризации) за подписью председателя, членов инвентаризационной комиссии и МОЛ; приложения к описям и объяснения ответственных лиц по недостачам и излишкам.
Бухгалтерия:
- проверяет оформление документов инвентаризации
- подсчитывает стоимость средств и изделий в соответствии с их фактическим наличием
- вносит сведения о количестве, цене и стоимости средств и изделий, которые отражены в учете
- заключает показатели по всем графам каждой инвентаризационной описи
- сравнивает фактическое наличие с данными бухгалтерского учета по всем наименованиям средств и изделий
Если обнаружите неправильно оформленные материалы инвентаризации, верните их инвентаризационной комиссии для доработки.
Результаты инвентаризации из протокола бухгалтерия отражает в учете и финансовой отчетности того отчетного периода, когда завершили инвентаризацию.
⚡ Вхідний контроль якості ліків та медвиробів: організовуємо роботу ⚡Робота з ліками та медвиробами: працюємо без порушень ⚡Облікові та звітні документи: заповнюємо правильно ⚡Державний нагляд: успішно проходимо перевірки