Охрана труда в физиотерапии: инструкция, техника безопасности для медсестры

RU UA
На результаты работы медсестер кабинета физиотерапии влияют как организация охраны труда, так и состояние здоровья медицинской сестры. Чтобы не допустить возникновения профессиональных заболеваний или эмоционального истощения ваших подопечных, воспользуйтесь советами в статье.
Содержание статьи:
Инструкция по охране труда в физиотерапии: ключевые вопросы Техника безопасности при работе с физиотерапевтическим оборудованием Обязанности медицинских сестёр в рамках охраны труда Квалификация персонала и инструктажи по охране труда Условия работы в коллективе

Медицинские сёстры физиотерапевтического отделения используют медицинскую технику практически ежедневно. Если не соблюдать требования охраны труда и технику безопасности во время эксплуатации приборов в кабинете физиотерапии, персонал подвергаются рискам:

  • поражение электрическим током;
  • механические повреждения;
  • влияние ионизирующего, электромагнитного, инфракрасного, ультрафиолетового, ультразвукового и лазерного излучения;
  • действие жидкого азота (ожоги или отморожения);
  • пожар или взрыв;
  • влияние повышенного уровня шума и вибрации;
  • действие химических или биологических факторов.

Чтобы такого не произошло, медицинские сёстры физиотерапевтического отделения обязаны придерживаться требований техники безопасности в кабинетах физиотерапии, а их руководители – создать безопасные условия труда.

Инструкция по охране труда в физиотерапии: ключевые вопросы

Часть 4 статьи 43 Конституции Украины гарантирует каждому право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда. Следуя требованиям Конституции на всех предприятиях, в учреждениях и организациях работодатели обязаны создать такие условия (ч. 1 ст. 153 Кодексу законів про працю України).

Инструкция по охране труда в физиотерапии НПАОП 9.1.50-2.08-86 «Відділення, кабінети фізіотерапії. Загальні вимоги безпеки». Это главный нормативный документ, который выдвигает требования к к руководителям лечебно-профилактических учреждений. Они должны:

  • технологически и санитарно-гигиенически обосновать размещение, планирование и обработку помещений;
  • рационально организовать работу и рабочие места;
  • укомплектовать отделение исправной аппаратурой и защитным оборудованием, отвечающим всем требованиям безопасности;
  • обеспечить выполнение правил эксплуатации электрооборудования, коммуникаций и другого оборудования;
  • обучить персонал безопасным методам работы с оборудованием и техники безопасности;
  • обеспечить сотрудников отделения эффективными средствами защиты.

Ответственные за охрану труда в физиотерапевтическом кабинете

Инструкция по охране труда в физиотерапии возлагает на руководителя ЛПУ правильное планирование, размещение, ремонт и оборудование помещений. За эксплуатацию физиотерапевтической аппаратуры отвечает заведующий отделением, либо врач, ответственный за работу отделения.

Техника безопасности при работе с физиотерапевтическим оборудованием

Современные физиотерапевтические аппараты являются источником электрического тока и электромагнитных полей. Работа на таком оборудовании, при неправильной его эксплуатации, грозит повреждением тканей организма (как пациентов, так и медицинского персонала, его обслуживающего). Чтобы избежать подобных осложнений, персонал физиотерапевтического отделения должен выполнять требования «Правил з техніки безпеки при експлуатації виробів медичної техніки установах здоров’я. Загальні вимоги» (НПАОП 85.11-1.10-84)

Чтобы медицинские сёстры могли работать с оборудованием, без опасения причинить вред пациенту или себе, важно закупать только официально разрешенное физиотерапевтическое оборудование. Также техника должна иметь всю необходимую нормативно-техническую документацию.

Ежегодно вся медицинская техника должна проходить поверку на безопасность использования. Она должна отвечать требованиям нормативных документов по охране труда.

Действия медицинской сестры, если обнаружены дефекты в физиотерапевтическом аппарате:

Неисправный аппарат необходимо незамедлительно отключить от питания. Медицинская сестра должна сразу же сообщить о выявленном дефекте заведующего отделением и сделать соответствующую запись о неисправности в контрольно-техническом журнале. Проводить любые процедуры на неисправном оборудовании запрещено.

В отделении должны быть разработанные инструкции по эксплуатации и правилам обращения в физиотерапии для каждого аппарата. Отвечает за это заведующий отделением. Каждую инструкцию необходимо согласовать с инженером по технике безопасности и утвердить приказом по медучреждению. Разместить инструкции необходимо на видном для персонала месте.

Физиотерапевтические процедуры разрешено проводить только на исправной аппаратуре, имеющей электрическую схему, сертификат и технический паспорт.

Работодатель обязан обеспечить сотрудников физиотерапевтического отделения средствами индивидуальной защиты и проводить инструктаж по вопросам охраны труда в физиотерапии. Однако, ответственность за соблюдение техники безопасности,, правил проведения процедур и использование средств индивидуальной защиты лежит на самом сотруднике.

Во время работы в физиотерапевтическом отделении (кабинете) необходимо использовать как индивидуальные, так и коллективные средства защиты:

  • конструктивную защиту аппаратов;
  • стационарные защитные ограждения;
  • защитно-технологическое оборудование;
  • защитное заземление оборудования;
  • вентиляцию и очистку воздуха.

В физиотерапевтических отделениях можно использовать только сертифицированные средства индивидуальной защиты.

Огнетушителями должны быть оборудованы все кабинеты отделения. В коридорах дополнительно необходимо разместить пожарные гидранты с рукавами.

Обязанности медицинских сестёр в рамках охраны труда

Обязанности медицинских сестёр физиотерапевтического кабинета:

  • придерживаться правил внутреннего трудового распорядка;
  • знать и выполнять требования эксплуатационной документации, инструкций по охране труда в физиотерапии;
  • правильно и согласно инструкции использовать физиотерапевтическое оборудование для безопасности пациентов, персонала и окружающей среды;
  • держать помещения в чистоте;
  • уметь оказывать первую медицинскую помощь в случае поражения электрическим током либо световым излучением.

Находиться на рабочем месте медицинская сестра должна в специальной медицинской одежде, с убранными под головной убор волосами. В карманах не должно быть металлических предметов. Перед началом смены медицинская сестра должна проверить:

  • исправность всего оборудования, находящегося в отделении;
  • наличие проводов для заземления;
  • исправность блокировочных приборов;
  • наличие замков и предупредительных надписей на главных распределительных электрощитах;
  • наличие диэлектрических ковриков возле рабочих мест;
  • наличие деревянных решеток на металлических предметах.

Когда медсестра выполняет процедуры, в ходе которых необходимо накладывать электроды на пациента, она должна установить металлическое заземление корпуса аппарата таким образом, чтобы пациент не имел к нему доступа, как того требуют инструкций по охране труда по физиотерапии.

Обратите внимание:

Нельзя оставлять на рабочем месте медицинские аппараты подключёнными к электросети после завершения процедур. Самостоятельно устранять неисправности, менять предохранители аппаратов, включённых в сеть, медицинскому персоналу также категорически запрещено. Протирать панели оборудования можно только в том случае, если оно отключено от питания.

Во время проведения процедуры медицинская сестра не должна покидать кабинет. Всё время, пока отпускается процедура, медсестра должна находиться возле пациента и следить как за его состоянием, так и за состоянием аппарата.

Квалификация персонала и инструктажи по охране труда

Работа с физиотерапевтическим оборудованием выдвигает повышенные требования к квалификации медицинских сестёр. Весь медицинский персонал физиотерапевтических отделений (кабинетов) должен пройти специальное обучение безопасным методам работы и инструктаж на рабочем месте по охране труда в физиотерапии (НПАОП 0.00-4.12-05 «Типове положення про порядок проведення навчання і перевірки знань з питань охорони праці», утверждённое приказом Госнадзорохранытруда № 15 от 26.01.2005 года).

Медсёстры отделений и кабинетов физиотерапии должны проходить предварительный (перед приёмом на работу) и периодический медицинские осмотры.

Самостоятельно отпускать физиотерапевтические процедуры могут лишь те медицинские работники, которые имеют оконченное высшее либо среднее медицинское образование, удостоверение о специализации по физиотерапии по соответствующим программам.

Младший медицинский персонал не имеет права проводить физиотерапевтические процедуры. Лиц, младше 18 лет, не допускают к работе с электромедицинской аппаратурой на стационарных ультравысокочастотных и сверхвысокочастотных генераторах.

Заведующий отделением должен знакомить весь персонал отделения с инструкциями по охране труда по физиотерапии на рабочем месте не реже, чем один раз на шесть месяцев. Те, кто работает во вредных или опасных условиях, должны проходить инструктаж один раз на три месяца.

В каждом кабинете необходимо разместить детальные инструкции, утверждённые локальным приказом. Этот документ определяет действия персонала в случае поражения электрическим током, световым излучением, пожаром.

Как действовать медсестре в случае аварии?

Если возникла авария в электрической сети либо пожар, медицинская сестра должна выключить главный сетевой счётчик. Обо всех неисправностях она обязана немедленно сообщать заведующему отделением, а если он отсутствует – главному врачу, инженеру по охране труда.

Медицинские сёстры кабинетов физиотерапии обязаны придерживаться основных требований безопасности: выполнять требования инструкций по охране труда в физиотерапии, пользоваться средствами индивидуальной защиты, придерживаться санитарно-гигиенических требований.

Як забезпечити працівників засобами індивідуального захисту

Охрана труда в физиотерапии: инструкция, техника безопасности для медсестры
Анжела Мартинюк, завідувач відділу охорони праці Київської міської профспілки працівників охорони здоров’я
Аби знизити дію шкідливих чинників і запобігти внутрішньолікарняним інфекціям, працівники закладів охорони здоров’я мають використовувати надійні засоби індивідуального захисту . Роботодавець зобов’язаний купувати, комплектувати, видавати й утримувати ЗІЗ, а працівники зобов’язані дбайливо до них ставитися і використовувати за призначенням

Условия работы в коллективе

Успех лечения пациента в физиотерапевтическом отделении зависит в том числе и от улыбки, настроения медсестры, которая первой встречает его на пороге. Медицинская сестра проводит с пациентом основную часть времени. Она выполняет диагностические манипуляции, назначения врача, объясняет непонятные вещи и вселяет надежду в успех лечения.

Результат работы медицинских сестёр зависит от условий труда и состояния их здоровья. Особенности работы в медицине часто провоцируют развитие профессиональных заболеваний, эмоционального истощения. В частности, на работу медсестёр и их психологическое состояние влияет:

  • перезагруженность медицинских учреждений пациентами;
  • несвоевременный ремонт отделения и больницы;
  • старый инвентарь и оборудование, не отвечающее требованиям нормативных документов по охране труда в физиотерапии;
  • снабжение горячей воды с перебоями;
  • нарушение микроклимата больничных палат;
  • формальное отношение к активной иммунизации;
  • недостаточное финансирование больниц и низкий уровень зарплаты;
  • конфликты и булинг в коллективе;
  • отсутствие стимулов.

Таким образом, кроме физической безопасности, необходимо подумать и о безопасности психологической. Поинтересуйтесь, есть ли в вашем коллективе случаи булинга и попробуйте поговорить с сотрудниками на эту тему. Создайте максимально возможный комфорт: организуйте комнату отдыха, сформируйте группы здоровья и пр.

Положительно повлияет на психологическое состояние сотрудников чувство уверенности в будущем. Побеспокойтесь, чтобы ваши сотрудники получали все льготы и компенсации за работу во вредных условиях по результатам аттестации рабочих мест.

Чтобы улучшить работу медицинских сестёр необходимо на рабочем месте создать безопасные условия, а в коллективе – благоприятную атмосферу. Медицинская сестра должна быть уверенной, что её рабочее место полностью укомплектовано новой медицинской техникой, безопасным оборудованием, медицинской функциональной мебелью и средствами индивидуальной защиты, как того требуют инструкции по охране труда в физиотерапии.

Атестація медичних працівників — 2025

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді