Учет лекарств и медизделий в учреждениях здравоохранения

RU UA
Автор
експерт з питань охорони здоров’я, Київ
Как вести учет лекарственных средств и медицинских изделий в медучреждении, какие документы при этом заполнять? Выясним в статье

 

В 2019 году Минздрав изложил в новой редакции Методические рекомендации по ведению учета лекарственных средств и медицинских изделий в учреждениях здравоохранения, утвержденные приказом Минздрава от 09.09.2014 № 635. Изменения внесены приказами от 02.01.2019 № 15 и от 24.06.2019 № 1428.

Організація обігу медичних виробів та лікарських засобів

Как организовать бухгалтерский учетлекарств

Учреждения здравоохранения должны вести бухгалтерский учет лекарственных средств и медицинских изделий в соответствии с Законом Украины «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні» от 16.07.1999 № 996-XIV. Лекарства и медизделия, которые получили в качестве гуманитарной помощи, в бухгалтерском учете отражаются согласно с Порядком бухгалтерського обліку гуманітарної допомоги, утвержденного приказом Минфина от 14.12.1999 № 298.

NB! Каждое учреждение здравоохранения самостоятельно определяет определяет порядок приема, хранения, отпуска (перемещения), списания использованных лекарственных средств и медицинских изделий.

Лекарственные средства и медицинские изделия в учреждениях здравоохранения учитываются в бухгалтерской службе и по месту хранения (использования), то есть на складе, в отделениях и на постах (в манипуляционных комнатах).

В бухгалтерской службе лекарства и медизделия учитывают:

  • в количественном и суммарном измерениях — в гривнях с копейками
  • по единицам учета — по их наименованиям или группам (видам)
  • в разрезе материально ответственных лиц
  • по месту хранения (использования)

Материально ответственные лица в местах хранения (использования) лекарственных средств и медицинских изделий ведут количественный учет их движения и оперативный учет определенных видов. Хозяйственные операции по поступлению, перемещению и убытию лекарств и медизделий оформляют в местах хранения (использования) первичными документами и учетными регистрами по формам в приложениях 1—8 к Методическим рекомендациям:

  • Книга складского учета лекарственных средств и медицинских изделий
  • Накладная (требование)
  • Реестр полученных приходных накладных
  • Реестр выданных накладных (требований)
  • Журнал учета отделениями полученных и использованных лекарственных средств и медицинских изделий
  • Отчет о поступлении и отпуске (использовании) лекарственных средств и медицинских изделий
  • Журнал учета фактически полученных и использованных лекарственных средств и медицинских изделий постами (манипуляционными комнатами, кабинетами)
  • Отчет о поступлении и использовании лекарственных средств и медицинских изделий постами (манипуляционными комнатами, кабинетами)

Если складской учет лекарственных средств и медицинских изделий ведут автоматизировано, используют первичные документы и регистры бухгалтерского учета в электронной форме.

 

Учет лекарств и медицинских изделий в бухгалтерской службе

Единицей бухгалтерского учета для лекарственных средств выбирают однородную группу (вид), для медицинских изделий — их наименование. Приобретенные (полученные) или изготовленные лекарственные средства и медицинские изделия зачисляют на баланс по первоначальной стоимости.

Бухгалтерские службы учреждений здравоохранения списывают использованные лекарственные средства и медицинские изделия на основании отчетов о фактическом их использовании, которые предоставляют материально ответственные лица. На конец месяца по каждому наименованию, группе или виду лекарственных средств и медицинских изделий выводят остатки по количеству и сумме.

Лекарства и медизделия с окончанием срока годности, изымают из обращения и списывают с баланса в соответствии с:

  • Порядком встановлення заборони (тимчасової заборони) та поновлення обігу лікарських засобів на території України, утвержденным приказом Минздрава от 22.11.2011 № 809
  • Правилами утилізації та знищення лікарських засобів, утвержденным приказом Минздрава от 24.04.2015 № 242

NB! Изъятые из обращения лекарственные средства и медицинские изделия оприходуют как утиль.

Суммы убытков лекарственных средств и медицинских изделий, причиненных кражей, недостачей или потерей, списывают с виновных лиц в соответствии сПорядку визначення розміру збитків від розкрадання, нестачі, знищення (псування) матеріальних цінностей, утвержденным постановлением КМУ от 22.01.1996 № 116.

Недостаток лекарств и медизделий в пределах норм естественной убыли, которые обнаружили при инвентаризации, списывают по распоряжению руководителя:

  • приобретенные в текущем году — на фактические расходы
  • приобретенные в прошлом году— на финансовые результаты

✅✅✅ Журнал учета дезинфицирующих средств: форма 290/о

Учет лекарств и медицинских изделий на складе

Лекарства и медизделия на складе учитывают по наименованиям по каждому лекарственному средству отдельно. Для этого отмечают его название, дозировку, форму выпуска (таблетки, ампулы и т.д.), информацию об упаковке (коробка, флакон, туба и т.д.), название производителя, количество, цену и сумму.

Для аналитического учета материально ответственные лица склада ведут Книгу складского учета лекарственных средств и медицинских изделий по форме в приложении 1 к Методическим рекомендациям.

Книга складского учета лекарственных средств и медицинских изделий

Учет лекарств и медизделий в учреждениях здравоохранения

Cкачать

Материально ответственное лицо ставит подпись на каждом из трех экземпляров приходной накладной о получении лекарственных средств и медицинских изделий, когда принимает их на склад. Первый экземпляр накладной передают в бухгалтерскую службу, второй — оставляют у материально ответственного лица, третий — возвращают поставщику.

Выдают лекарства и медизделия из склада в отделение согласно накладной (требованию), которую ведут по форме в приложении 2 к Методическим рекомендациям. Этот документ выписывает в двух экземплярах старшая медсестра каждого отделения.

Во время отпуска лекарств и медизделий материально ответственное лицо склада проставляет в накладных (требованиях) фактически отпущенное количество по каждому наименованию, цену и сумму, а также осуществляет общий итог по этому учетному документу в гривнах с копейками. Один экземпляр полностью заполненной накладной (требования) оставляют у старшей медицинской сестры, второй — у материально ответственного лица склада (позже подшивают в реестр выданных накладных (требований).

Материально ответственное лицо склада на основании приходных накладных и расходных накладных (требований) вносит записи в:

  • Реестр полученных приходных накладных (приложение 3 к Методическим рекомендациям)
  • Реестр выданных накладных (требований) (приложение 4 к Методическим рекомендациям)

Реестры составляют в двух экземплярах и подают в бухгалтерскую службу не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным. Один экземпляр реестра с подшитыми к нему накладными после проверки правильности оформления первичных документов оставляют в бухгалтерской службе, второй — с отметкой бухгалтера о приеме возвращают материально ответственному лицу состава.

Материально ответственные лица состава не позднее второго числа месяца, следующего за отчетным, составляют и подают в бухгалтерскую службу отчет о поступлении и отпуске (использования) лекарственных средств и медицинских изделий по форме в приложение 6 к Методическим рекомендациям.

 

Учет лекарств и медизделий в отделениях

Учет лекарственных средств и медицинских изделий в отделениях ведут по наименованиям по каждому лекарственному средству в количественном измерении. Материально ответственные лица отделений обязаны:

  • соблюдать условия хранения лекарств и медизделий
  • своевременно оприходовать в случае получения со склада и отражать выдачу на посты (манипуляционные комнаты, кабинеты)
  • соблюдать сроки составления отчетов о получении лекарств и медизделий из склада, выдачи на посты (манипуляционные комнаты, кабинеты) и использования
  • своевременно представлять отчеты в бухгалтерскую службу

Когда лекарственные средства и медицинские изделия получают со склада и используют в отделении, заполняют журнал учета отделениями полученных и использованных лекарственных средств, и медицинских изделий. Этот документ ведут по форме в приложении 5 к Методическим рекомендациям.

 



зміст

Як створити наглядову раду ЗОЗ: алгоритм дій від розробників постанови

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді